Морозовск Вторник, 16 апреля

«Скотину порежет машина!», - казаки изначально не хотели, чтобы железная дорога проходила рядом с их хуторами

Уже в 1873 году вдали от железной дороги и от больших рек, стояли в верховьях речки Быстрой казачьи хутора Морозов, Любимов, Басов и другие.

Хутора были немалые. В хуторе Морозов, например, было около 1500 жителей.

В 1898 году местные казаки увидели незнакомых людей, приехавших осмотреть степи, по которым пройдет новая железная дорога. Возмущались тогда: «Не желаем: скотину порежет машина!». Но спрашивать у них особо никто и не стал, железную дорогу построили. Строительством занималось акционерное общество Юго-Восточной железной дороги.

А нужно это было вот для чего. В конце XIX века, с развитием капитализма в России, с промышленным развитием Донбасса, возникла острая потребность перебрасывать донецкий уголь на Волгу, к водному пути, по которому в Донбасс и на юг шел (в свою очередь, с верхней Волги и ее уральских притоков) лес. К тому же Дон был основной житницей царской России. Отсюда, через Новороссийский порт, через Ростов, шли пароходы с донской пшеницей на экспорт. Дон кормил полмира, хоть и многие, особенно недавние крепостные и иногородние крестьяне, арендовавшие землю у богатых казаков, сами жили довольно бедно. Через Царицын хлеб отправлялся и в Петербург, и в Москву. Чтобы облегчить перевалку грузов к портам, царское правительство в 1898 году и решило проложить железную дорогу Царицын - Лихая.

Появилась станция, как было указано в справочнике, «соименная ближайшему хутору Морозову». И в то же примерно время Войсковой круг проявил неслыханную щедрость – выделил 423513 десятин никем не занятой земли «для малоземельных казаков и создания новых станиц и хуторов. 

Станция Морозовская была одной из крупных на Царицынской ветке Юго-Восточной железной дороги. Вокруг станции вырастал поселок рабочих-железнодорожников. В казенных домах поселилось станционное начальство.

«12 июня сего года открыта в коммерческую эксплуатацию Восточно-Донецкая линия общества Юго-Восточных железных дорог, с большим мостом через Дон у хутора Рычкова. Все станции и разъезды обустроены служебными и жилыми помещениями. Самой крупной станцией является Морозовская, в 216 верстах от Царицына», - сообщил «Царицынский вестник» 19 июня 1900 года.

К 10-ым годам прошлого века железная дорога уже функционировала в полную силу и потянулись в эти места переселенцы из других мест – из Сиротинской, Качалинской, Нагавской, Трѐхостровской, Пятиизбянской. Первые улицы получали название тоже по этим станицам. Хлынул сюда и торговый люд: заводчики, арендаторы, прасолы. Приезжие купцы открыли магазины, появились большая мельница, частная типография. К небу поднялся принадлежавший Российскому банку огромный по тем временам элеватор с хранилищем зерна. Хлеботорговцы строили вместительные амбары и открывали ссыпки. Жители со всей округи здесь могли продать зерно, купить нужный товар, и даже отремонтировать свои нехитрые сельскохозяйственные машины в мастерских Попова.

В 1911 году из нескольких хуторов здесь образовалась станица Таубевская, названная в честь наказного атамана фон Таубе. В народе же, по старинке, места эти именовали просто Морозовкой.

В ходе Первой мировой войны название станицы, как образованное от немецкой фамилии, было решено заменить, но переименование станицы в Морозовскую по названию станции, было произведено лишь 24 апреля 1917 года. 27 ноября 1938 года станица Морозовская была преобразована в рабочий поселок, а 29 мая 1941 года рабочий поселок стал городом Морозовском.




Новости на Блoкнoт-Морозовск
1
0