Морозовск Понедельник, 11 Декабря
Телефоны рекламного отдела:8 (8639)27-03-07, 27-03-16, 8(938)146-17-63, 8(938)146-17-99

Информационный портал «Блокнот Морозовска» – это не только самые свежие и интересные новости города, но и своеобразный справочник Морозовска, который помогает найти нужный товар и услугу или партнеров по бизнесу.

Наш портал работает ежедневно и круглосуточно. Здесь вы можете узнать о самых интересных событиях в жизни города, а также активно участвовать в обсуждении прочитанного.

Хотите быть в курсе всего? Начинайте свой день с нашим сайтом.

Как появились Нахаловка, Басовка, Каменка и другие крайки Морозовска

Общество, 06.08.2017 09:47

Понятие «микрорайон» сравнительно молодое. Издавна в нашей местности употреблялось понятие «краёк». 

И такое название тем более уместно, когда речь идёт о прошлом. Формирование крайков связано со строительством железной дороги, когда в нашу местность нахлынуло большое количество временного случайного населения, из которого сформировался местный пролетариат. До 1898 года на территории нынешнего Морозовска был казачий хутор Любимов и посёлок на войсковых землях Басов. Хутор и посёлок имели земельные участки для дворового хозяйства и для посевов, сенокосов, выпасов. Границы этих участков были чётко определены. Вокруг хуторских и поселковых земель были территории управляемые непосредственно войсковым правительством. 

- Всякие поселения на территории Войсковых земель в пределах нынешнего Морозовска на грани 19 и 20 веков производились с разрешения 17-го Земельного отдела Войсковых земель и 4-го Заседательского участка, - рассказал "Блокноту Морозовска" краевед Александр Матвиенко. - Заседательский участок это, по современной терминологии, Межрайонный отдел полиции. Захват этих земель «голытьбой» был невозможен. С началом строительства железной дороги появился новый собственник земли – Акционерное общество Юго-Восточных железных дорог. В распоряжении железной дороги, как в тот период, так и сейчас, находится не только земляное полотно с уложенным на нём путём, но и полоса отвода, то есть территория для проезда вдоль полотна, зелёные насаждения для предотвращения снежных заносов и территория для размещения строений.

В период своего открытия железнодорожная станция Морозовская имела всего шесть путей. Это при строительстве Цимлянского гидроузла в 1948-1950 годах станция Морозовская по числу путей увеличилась в два раза, и кроме того был построена вторая такая же станция – Западный парк, - территория станции к западу от железнодорожного перехода. 

Во время строительства станции в 1898-1900 году к югу от железнодорожных путей строились дома для железнодорожников, а к северу от путей в полосе отвода стал стихийно возникать посёлок Шанхай. Это название не было оригинальным – так называли в то время самовольно возникающие посёлки с произвольной временной застройкой. 

В 1938 году было построено вагонное депо и ледник с северной стороны напротив локомотивного депо. Ледник – это бурт заготавливаемых зимой на речке льдин, покрываемых опилками, которые использовались для загрузки в вагоны – ледники. Потребовалось несколько расширить путевое хозяйство, и часть Шанхая была снесена. Окончательно краёк с таким серьёзным названием был ликвидирован в 1950 году в связи с расширением Восточного парка, - первоначальной территории станции.

В полосе отвода с северной стороны однопутного пути, пролегающего на запад от современного железнодорожного перехода, которым в то время и ограничивалась станция Морозовская, возник краёк с названием Карасёвка, а с южной стороны пути – Кулугуровка. Во время строительства Западного парка Карасёвка не сильно пострадала, а вот Кулугуровка значительно уменьшилась в своей территории, так как дома чётной стороны улицы Парижской Коммуны были перенесены на улицу Октябрьскую. Это обстоятельство подняло престиж соседнего, расположенного южнее, территориального образования с классическим наименованием (прозвищем) Собачёвка. 

Таким же образом стала более серьёзно восприниматься и территория Нахаловки к северу от Карасёвки. О Карасёвке забыли, а Нахаловка стала утверждаться как серьёзная территория местных молодёжных разборок. Но такая ситуация не устраивала патриотов, живущих к северу от речки Быстрой в районе Каменного моста, которые не хотели примыкать ни к Нахаловке, ни к Любимовке, и объявили свою территорию Каменкой. Это название такое же классическое, как и Собачёвка и Нахаловка, но более благозвучное.

В 1970-е годы на западной окраине Морозовска было построено кафе, названное в соответствии с требованиями того времени поэтическим названием Лазоревое. Это название перешло впоследствии и на построенные за ним пятиэтажные дома.

- В конце советского периода участки для строительства стали выделять к югу от Собачёвки, - продолжил краевед. - По трудно переводимой на языки других народов логике этот район Морозовска стали называть Бедняцким. Ну а почему Тексер назвали Тексером, по-моему, и объяснять не нужно. Хотя может быть и не все знают, что строительство этого жилого комплекса осуществляла турецкая строительная фирма «Тексер». Некоторым местным патриотам это название не нравится, и они хотят его поменять, предлагая другие названия, наподобие Новая Собачёвка.

Любимовка же, как доказали краеведы, изначально была куда больше, чем сейчас.

Кстати, а в каком крайке города живете вы?

Новости на Блoкнoт-Морозовск
  Тема: История Морозовска  
3
0
Народный репортер + Добавить свою новость

Топ 10 новостей

ПопулярноеОбсуждаемое