Морозовск Пятница, 29 марта
Общество, 13.08.2017 17:42

Летчика-испытателя Якова Моисеева вспоминали на фестивале авиационной песни в Морозовске

Вчера, 12 августа, на празднике ко Дню ВВС в Морозовске вспоминали знаменитых морозовчан.

Первый фестиваль авиационной песни «Крылья России» в рамках проекта «Крылатая станица» и в честь 105-й годовщины ВВС России проходил вечером рядом с Домом офицеров.

- Мало кто знает о знаменитых уроженцах Морозовска, среди которых Главнокомандующий ВВС Советского союза, Герой Российской Федерации, Дейнекин Петр Степанович и советский лётчик-испытатель, кавалер четырёх орденов Красного Знамени и двух орденов Ленина, полковник Моисеев Яков Николаевич, - рассказала гостям фестиваля ведущая.

aQGsqGmpBhE.jpg

Яков Николаевич Моисеев родился 18 августа 1897 года в станице Есауловской (ныне эта станица затоплена Цимлянским водохранилищем). Семья Моисеевых переехала в станицу Таубевскую в 1903 году. Яков окончил два класса приходского училища на железнодорожной станции Морозовская. Он работал батраком, грузчиком, закончил школу шоферов, а с 1918 года стал курсантом Московской ВАШ. 

В 1918 году Моисеев добровольно пошёл на службу в Рабоче-крестьянскую Красную Армию. Участвовал в Гражданской войне, первоначально был шофёром бронемашины бронеотряда 5-й армии. 

" ... Он пришел в авиацию в тревожные годы гражданской войны. Весной 1918 года через станицу Морозовскую двигались от Луганска к Царицыну эшелоны 5-й Украинской Красной Армии К. Е. Ворошилова. Тогда в станице и была сформирована из отрядов красных партизан Морозовско-Донецкая дивизия И.М. Мухоперца. В красных партизанах была вся семья казаков Моисеевых - отец, его братья и сестра Зоя. Все они стали красноармейцами. Яков разбирался в технике, и ему доверили броневик с гордым именем «Пролетарий». Он сам дал машине это имя, потому как за новую жизнь пролетариев дрался донской казак. 

А в боях под Царицыном Морозовско-Донецкая дивизия захватила у белогвардейцев самолет. Яков Моисеев пришел к начдиву и сказал: 

- У меня есть документ на вождение автомобиля. Дайте мне самолет, буду летать. 

Мухоперец улыбнулся:

- Это хорошо - летать. А как?

- Как все, - ответил Яков.

- Нет, казак, нам нельзя, как все, нам надо лучше. Поезжайка ты для этого учиться. 

Так осенью 1918 года в Московской авиационной школе появился новый курсант. Начальнику школы нетерпеливый красноармеец доказывал, что не может долго учиться, что его ждут на фронте. Через три дня Моисеева подняли на стареньком потрепанном «фармане» в воздух. Это были незабываемые минуты. Ветхая коробка из фанеры, в чем только душа держится, взмыла в небо и поплыла, послушная твердой руке казака. Совсем как укрощенный конь..." 

15 июля 1923 года на самолете Junkers F-13 «Промбанк» Яков Моисеев открыл первую в стране регулярную пассажирскую авиалинию «Москва — Нижний Новгород». Именем Якова Моисеева назван пассажирский широкофюзеляжный самолёт  Ил-96-300 российской авиакомпании «Аэрофлот».

17 июля 1926 года Моисеев и Морозов на самолёте перелетели из Москвы, через Менджильские горы, высотой около четырёх тысяч метров и приземлились в Тегеране. 22 июля 1926 года вылетели обратно, в тёмное время суток и компас приходилось подсвечивать фонарём. 23 июля самолёт приземлился в Москве, установив мировой рекорд дальности. За этот перелёт Моисеев был награждён третьим орденом Красного Знамени.

За годы работы летчиком-испытателем испытал более 10000 самолетов. О его жизни мало что известно, практически нет фото, только сухие факты о его летной работе, видимо в его жизни были «Первым делом самолеты».

Один из писателей Ростовской области, Владимир Моложавенко в своей книге, описывая историческое событие на площади Морозовска, как Яков Моисеев посадил свой самолет, прилетая в гости к родственникам, как бы предопределил дальнейшую судьбу станицы Морозовской сделав заключение: «Видно суждено было стать станице «крылатой»! И был прав!

qlx3qAIINPs.jpg

Новости на Блoкнoт-Морозовск
  Тема: История Морозовска  
0
0