Общество,
26.10.2019 16:45
Три величайшие мечети Стамбула показала корреспондент «Блокнота Морозовска»
Читайте также:
- Чудеса Топкапы - дворца Сулеймана Великолепного - показала на фото журналист "Блокнот Морозовск" (20.10.2019 17:17)
- Самую мистическую достопримечательность Стамбула посетила журналист "Блокнот Морозовск" (19.10.2019 10:31)
- Журналист "Блокнот Морозовск" поделилась первыми впечатлениями от Стамбула (17.10.2019 16:00)
В четвертом веке нашей эры на месте мечети в Стамбуле Ая-Софья располагался языческий храм.
Ни одна поездка в культурную столицу Турции не обойдется без посещение таких всемирно известных достопримечательностей, как собор Святой Софии (мечеть Ая-Софья), мечетей Ахмедие и, конечно же, Сулеймание. Эти величественные сооружение на протяжении веков украшают город, притягивают туристов своей уникальной архитектурой, великолепием и особенной энергетикой, настолько сильной, что, кажется, будто погружаешься в иную реальность. Сегодня я бы хотела немного рассказать и вам о каждом из этих памятников культуры. Итак, начнем.
Музей Ая-Софья.
Сразу отметим, что этот уникальный, в своем роде, собор (мечеть) является одной из древнейших построек Стамбула (Константинополя). Расположено это монументальное здание в самом сердце города, в историческом центре, в районе Султанахмет. За более, чем 1500 лет своего существования сначала патриарший православный собор, затем мечеть, а теперь музей, представляющий собой выдающийся памятник византийского зодчества, сохранил свое роскошное убранство.
Более тысячи лет Софийский собор в Константинополе оставался самым большим храмом в христианском мире — вплоть до постройки собора Святого Петра в Риме. Купол, высотой 55,6 метров, считается одним из совершейнейших не только в Стамбуле, либо во всей Турции, но и числится в первой пятерке самых высоких куполов в мире.
Изначально на месте нынешнего Софийского собора располагался языческий храм богини Артемиды. В 360 году римский император Константин I построил тут небольшую церковь Святой Софии. Пожар, вспыхнувший 20 июня 404 года года уничтожил её, в результате чего, на деревянный фундамент проектируется и строится новое, более устойчивое здание.
Сохранившиеся элементы первого собора Святой Софии
Византийский правитель Юстиниан I видел будущий храм, как символом величия империи и подлинным украшением столицы, поэтому площадь под него он решил расширить. С этой целью окрестные участки земли были выкуплены у их владельцев, а находившиеся на них постройки снесены. Мрамор для будущей юстиниановой базилики везли из Нумидии, Проконниса, Иераполя и Кариста, это, в те времена, был лучший строительный материал. При строительстве также использовались архитектурные элементы таких древних построек, как Эфес и храм Солнца в Риме (восемь колонн из зеленого мрамора и восемь колонн из порфира). Для украшения собора и придания ему блеска константинопольский правитель не жалел золота, серебра и слоновой кости и, надо сказать, собор Святой Софии получился под стать таким расходам. Он был настолько великолепен, что народ даже приписывал участие в строительстве сверхъестественным силам.
В 1054 году Софийский собор вошел в историю мирового христианства как место, в котором было положено начало разделению церквей на православную и католическую. Но последнее в истории Святой Софии христианское богослужении состоялось ночью 28 мая 1453 года. Уже на следующий день храм захватили турки. 30 мая в главный храм поверженной Византии вступил султан Османской империи Мехмед II. Конечно же величественное здание турки не стали разрушать. Пристроив к нему четыре минарета, просто превратили его в мечеть, назвав ее Ая-София. Если говорить о внутреннем убранстве, то на фрески и мозаики была нанесена штукатурка (дабы не напоминали о его православном прошлом новой мечети).
После революции и поражении Османской империи была упразднена монархия и провозглашена Турецкая Республика. Глава правительства Кемаль Ататюрк подписал декрет, согласно которому мечеть стала музеем. Чтобы она в полной мере соответствовала такому статусу, слои штукатурки с мозаик и фресок были счищены. На фотографиях и видео видно, как хорошо сохранилось убранство некогда величайшего христианского собора в мире. Невольно ощущаешь благоговение и трепет перед стариной!
Голубая мечеть (Ахмедие).
Ровно напротив Собора Святой Софии возвышается не менее прекрасное знание - мечеть Ахмедие, построенная в 1617 году падишахом Ахмедотм I. Величественное сооружение строилось более 10 лет. Вместе с самой мечетью предусматривались медресе (мусульманское религиозно-просветительское учебное заведение), школа, больница, тюрбе (гробница-мавзолей в османской архитектуре, усыпальница знати либо известных духовных лидеров).
Мечеть Ахмедие по праву заняла выдающееся место в Османской империи, по величине и изяществу с ней не могли соперничать ни одна из мечетей построенных после Голубой мечети. Построена она на месте старого (византийского) Ипподрома. Площадь самой мечети достигает 73 метров в длину и 65 метров в высоту, высота купола снаружи – 43 метра, изнутри – 23,5 метра. Отметим, что проект явно испытал влияние Ая-Софии и другой исламской архитектуры, в частности мечети Сулеймание, о которой я расскажу чуть позже.
Камень для строительства храма везли со всей Турции. В основном это мрамор, порфир и гранит. Для облицовки стен использовалась плитка из турецкого Изника. Первоначальные образцы создавались под китайским влиянием с преобладанием кобальтово-синего цвета, позднее его разбавили изумрудно-зеленый и красный. Всего в Стамбуле около 40 мечетей с такой облицовкой, но проект Голубой мечети – самый масштабный. Строителям понадобилось более 20000 светло-синих изразцов только для нижнего яруса. На уровне галереи главным мотивом ручной росписи стали цветы, фрукты и кипарисы, ниже использовались более традиционные растительные орнаменты. Удивительно, но большинство изразцов сохранились в оригинале до наших дней!
Еще одной отличительной особенностью мечети Ахмедие - это его минареты. Их Ахмед повелел сделать шесть, что стало неслыханной дерзостью в те времена (дело в том, что Мекка - главная святыня у мусульман, также имеет шесть минаретов). По этому поводу разгорелся нешуточный скандал, и для разрешения конфликта в Мекке быстро соорудили седьмой минарет, а Голубая мечеть в Стамбуле так и осталась с шестью. Четыре из них стоят по углам основного здания, еще два – в начале двора. Также существует предание, что шесть минаретов появились из-за недопонимания архитектора. Султан хотел золотые минареты, ведь на турецком "золото" значит "altın", а слово "altı" в переводе значит "шесть", что созвучно с первым. Зодчий услышал второй вариант, поэтому проект был разработан и воплощён так, как мы его видим.
Отметим также, что мечеть действующая, часы ее посещения ограничены. При входе необходимо снять обувь, а женщина обязательно должна покрыть голову (кстати если вы забудете платок - не беда, вам с удовольствием его одолжат при входе).
Сулеймание (мечеть Сулеймана Великолепного).
Это место стало для меня совершенно особенным. Энергетика в Сулеймание невероятная, ощущение при входе в комплекс не передать словами... Сначала невольно по щекам покатились слезы, ну а потом наступила полное умиротворение, покой, на душе стало легко, уютно. Но опять же, это лично мой опыт и мои впечатления. Кстати именно там покоятся сам Сулейман и его возлюбленная супруга Хюррем султан, но об этом чуть позже.
Мечеть была построена, как вы уже поняли, по приказу 10-ого османского падишаха Сулеймана Великолепного, царствовашего с 1520 по 1566 год (именно в эти годы Османская империя переживает свой расцвет). Сулеймание – настоящий архитектурный шедевр, возникший в городе благодаря стараниям великого зодчего Синана. Строительство поистине величественного и одновременно изящного сооружения велось около 7 лет, и на его возведение падишах выделил из государственной казны баснословные средства. Это не просто религиозное здание, это целый комплекс построек общей площадью в 4500 квадратных метров, среди которых есть несколько медресе, бани, обширная библиотека, приют, корпус больницы, кухня и столовая, караван-сарай. В архитектурный комплекс ведут сразу 11 входов. По всему саду разбросано множество больших и маленьких фонтанов, самый знаменитый из которых – Шадырван.
С мечетью Сулеймана связано большое количество сказаний и легенд. Одна из них гласит, что некогда правитель Персии подшутил над правителем Османов, прислав ему в дар большое количество алмазов и других драгоценных камней, намекая на недостаток средств в казне падишаха. Естественно, Сулейман сильно оскорбился таким подарком и в гневе приказал замуровать все персидские драгоценности в фундамент одного из минаретов.
Еще одно сказание связано с самим строительством и удивительной акустикой Сулеймание. Однажды падишаху донесли, будто его главный зодчий совершенно забросил строительство и совсем не занимается мечетью. Такое неуважение разгневало повелителя. Он решил отправиться на стройку и разобраться так ли это. Прибыв на место будущей мечети, Сулейман действительно увидел архитектора, который сидел прямо посреди здания с наргиле в руках, но табаком там и не пахло. Оказалось, что Синан просто булькал водой, проверяя тем самым акустику в стенах Сулеймание и внимательно слушая, как звук распространяется по периметру святыни. Султан оказался очень доволен происходящим, и архитектор спокойно продолжил работать над проектом.
На заднем дворе мечети расположены два тюрбе, там покоятся несколько знатных особ. Среди них сам 10-й падишах Османов (к сожалению гробница была на реставрации и мы туда не попали) и его главная хасеки и супруга - Хюррем султан. Ее гробница находится совсем рядом с усыпальницей супруга. Дело в том, что возлюбленная падишаха ушла из жизни раньше. Сулейман так и не смог смириться с этой потерей, и приказал в память о Хюррем соорудить тюрбе. Произошло это через год после смерти Роксоланы, а до этого гроб хранился внутри самой мечети. Помните, как в "Великолепном веке"? Хюррем просит повелителя: "похорони меня в своем сердце...". Так он и сделал...
Марина Лехман
Новости на Блoкнoт-Морозовск
Ни одна поездка в культурную столицу Турции не обойдется без посещение таких всемирно известных достопримечательностей, как собор Святой Софии (мечеть Ая-Софья), мечетей Ахмедие и, конечно же, Сулеймание. Эти величественные сооружение на протяжении веков украшают город, притягивают туристов своей уникальной архитектурой, великолепием и особенной энергетикой, настолько сильной, что, кажется, будто погружаешься в иную реальность. Сегодня я бы хотела немного рассказать и вам о каждом из этих памятников культуры. Итак, начнем.
Музей Ая-Софья.
Сразу отметим, что этот уникальный, в своем роде, собор (мечеть) является одной из древнейших построек Стамбула (Константинополя). Расположено это монументальное здание в самом сердце города, в историческом центре, в районе Султанахмет. За более, чем 1500 лет своего существования сначала патриарший православный собор, затем мечеть, а теперь музей, представляющий собой выдающийся памятник византийского зодчества, сохранил свое роскошное убранство.
Более тысячи лет Софийский собор в Константинополе оставался самым большим храмом в христианском мире — вплоть до постройки собора Святого Петра в Риме. Купол, высотой 55,6 метров, считается одним из совершейнейших не только в Стамбуле, либо во всей Турции, но и числится в первой пятерке самых высоких куполов в мире.
Изначально на месте нынешнего Софийского собора располагался языческий храм богини Артемиды. В 360 году римский император Константин I построил тут небольшую церковь Святой Софии. Пожар, вспыхнувший 20 июня 404 года года уничтожил её, в результате чего, на деревянный фундамент проектируется и строится новое, более устойчивое здание.
Сохранившиеся элементы первого собора Святой Софии
Византийский правитель Юстиниан I видел будущий храм, как символом величия империи и подлинным украшением столицы, поэтому площадь под него он решил расширить. С этой целью окрестные участки земли были выкуплены у их владельцев, а находившиеся на них постройки снесены. Мрамор для будущей юстиниановой базилики везли из Нумидии, Проконниса, Иераполя и Кариста, это, в те времена, был лучший строительный материал. При строительстве также использовались архитектурные элементы таких древних построек, как Эфес и храм Солнца в Риме (восемь колонн из зеленого мрамора и восемь колонн из порфира). Для украшения собора и придания ему блеска константинопольский правитель не жалел золота, серебра и слоновой кости и, надо сказать, собор Святой Софии получился под стать таким расходам. Он был настолько великолепен, что народ даже приписывал участие в строительстве сверхъестественным силам.
В 1054 году Софийский собор вошел в историю мирового христианства как место, в котором было положено начало разделению церквей на православную и католическую. Но последнее в истории Святой Софии христианское богослужении состоялось ночью 28 мая 1453 года. Уже на следующий день храм захватили турки. 30 мая в главный храм поверженной Византии вступил султан Османской империи Мехмед II. Конечно же величественное здание турки не стали разрушать. Пристроив к нему четыре минарета, просто превратили его в мечеть, назвав ее Ая-София. Если говорить о внутреннем убранстве, то на фрески и мозаики была нанесена штукатурка (дабы не напоминали о его православном прошлом новой мечети).
После революции и поражении Османской империи была упразднена монархия и провозглашена Турецкая Республика. Глава правительства Кемаль Ататюрк подписал декрет, согласно которому мечеть стала музеем. Чтобы она в полной мере соответствовала такому статусу, слои штукатурки с мозаик и фресок были счищены. На фотографиях и видео видно, как хорошо сохранилось убранство некогда величайшего христианского собора в мире. Невольно ощущаешь благоговение и трепет перед стариной!
Голубая мечеть (Ахмедие).
Ровно напротив Собора Святой Софии возвышается не менее прекрасное знание - мечеть Ахмедие, построенная в 1617 году падишахом Ахмедотм I. Величественное сооружение строилось более 10 лет. Вместе с самой мечетью предусматривались медресе (мусульманское религиозно-просветительское учебное заведение), школа, больница, тюрбе (гробница-мавзолей в османской архитектуре, усыпальница знати либо известных духовных лидеров).
Мечеть Ахмедие по праву заняла выдающееся место в Османской империи, по величине и изяществу с ней не могли соперничать ни одна из мечетей построенных после Голубой мечети. Построена она на месте старого (византийского) Ипподрома. Площадь самой мечети достигает 73 метров в длину и 65 метров в высоту, высота купола снаружи – 43 метра, изнутри – 23,5 метра. Отметим, что проект явно испытал влияние Ая-Софии и другой исламской архитектуры, в частности мечети Сулеймание, о которой я расскажу чуть позже.
Камень для строительства храма везли со всей Турции. В основном это мрамор, порфир и гранит. Для облицовки стен использовалась плитка из турецкого Изника. Первоначальные образцы создавались под китайским влиянием с преобладанием кобальтово-синего цвета, позднее его разбавили изумрудно-зеленый и красный. Всего в Стамбуле около 40 мечетей с такой облицовкой, но проект Голубой мечети – самый масштабный. Строителям понадобилось более 20000 светло-синих изразцов только для нижнего яруса. На уровне галереи главным мотивом ручной росписи стали цветы, фрукты и кипарисы, ниже использовались более традиционные растительные орнаменты. Удивительно, но большинство изразцов сохранились в оригинале до наших дней!
Еще одной отличительной особенностью мечети Ахмедие - это его минареты. Их Ахмед повелел сделать шесть, что стало неслыханной дерзостью в те времена (дело в том, что Мекка - главная святыня у мусульман, также имеет шесть минаретов). По этому поводу разгорелся нешуточный скандал, и для разрешения конфликта в Мекке быстро соорудили седьмой минарет, а Голубая мечеть в Стамбуле так и осталась с шестью. Четыре из них стоят по углам основного здания, еще два – в начале двора. Также существует предание, что шесть минаретов появились из-за недопонимания архитектора. Султан хотел золотые минареты, ведь на турецком "золото" значит "altın", а слово "altı" в переводе значит "шесть", что созвучно с первым. Зодчий услышал второй вариант, поэтому проект был разработан и воплощён так, как мы его видим.
Отметим также, что мечеть действующая, часы ее посещения ограничены. При входе необходимо снять обувь, а женщина обязательно должна покрыть голову (кстати если вы забудете платок - не беда, вам с удовольствием его одолжат при входе).
Сулеймание (мечеть Сулеймана Великолепного).
Это место стало для меня совершенно особенным. Энергетика в Сулеймание невероятная, ощущение при входе в комплекс не передать словами... Сначала невольно по щекам покатились слезы, ну а потом наступила полное умиротворение, покой, на душе стало легко, уютно. Но опять же, это лично мой опыт и мои впечатления. Кстати именно там покоятся сам Сулейман и его возлюбленная супруга Хюррем султан, но об этом чуть позже.
Мечеть была построена, как вы уже поняли, по приказу 10-ого османского падишаха Сулеймана Великолепного, царствовашего с 1520 по 1566 год (именно в эти годы Османская империя переживает свой расцвет). Сулеймание – настоящий архитектурный шедевр, возникший в городе благодаря стараниям великого зодчего Синана. Строительство поистине величественного и одновременно изящного сооружения велось около 7 лет, и на его возведение падишах выделил из государственной казны баснословные средства. Это не просто религиозное здание, это целый комплекс построек общей площадью в 4500 квадратных метров, среди которых есть несколько медресе, бани, обширная библиотека, приют, корпус больницы, кухня и столовая, караван-сарай. В архитектурный комплекс ведут сразу 11 входов. По всему саду разбросано множество больших и маленьких фонтанов, самый знаменитый из которых – Шадырван.
С мечетью Сулеймана связано большое количество сказаний и легенд. Одна из них гласит, что некогда правитель Персии подшутил над правителем Османов, прислав ему в дар большое количество алмазов и других драгоценных камней, намекая на недостаток средств в казне падишаха. Естественно, Сулейман сильно оскорбился таким подарком и в гневе приказал замуровать все персидские драгоценности в фундамент одного из минаретов.
Еще одно сказание связано с самим строительством и удивительной акустикой Сулеймание. Однажды падишаху донесли, будто его главный зодчий совершенно забросил строительство и совсем не занимается мечетью. Такое неуважение разгневало повелителя. Он решил отправиться на стройку и разобраться так ли это. Прибыв на место будущей мечети, Сулейман действительно увидел архитектора, который сидел прямо посреди здания с наргиле в руках, но табаком там и не пахло. Оказалось, что Синан просто булькал водой, проверяя тем самым акустику в стенах Сулеймание и внимательно слушая, как звук распространяется по периметру святыни. Султан оказался очень доволен происходящим, и архитектор спокойно продолжил работать над проектом.
На заднем дворе мечети расположены два тюрбе, там покоятся несколько знатных особ. Среди них сам 10-й падишах Османов (к сожалению гробница была на реставрации и мы туда не попали) и его главная хасеки и супруга - Хюррем султан. Ее гробница находится совсем рядом с усыпальницей супруга. Дело в том, что возлюбленная падишаха ушла из жизни раньше. Сулейман так и не смог смириться с этой потерей, и приказал в память о Хюррем соорудить тюрбе. Произошло это через год после смерти Роксоланы, а до этого гроб хранился внутри самой мечети. Помните, как в "Великолепном веке"? Хюррем просит повелителя: "похорони меня в своем сердце...". Так он и сделал...
Марина Лехман
Новости на Блoкнoт-Морозовск