Краеведческий музей,
12.08.2019 11:42
Летчик-испытатель Яков Моисеев из станицы Морозовской совершил рекордный по дальности перелет
Читайте также:
- Стихи о Сталинградской битве и подвиге летчика Дмитриева прочли в музее Морозовска (08.02.2019 10:25)
- Умер родившийся в Морозовске 79-летний летчик-испытатель (19.08.2017 22:53)
- Более 6000 километров пролетели военные летчики из Морозовска с дозаправками в воздухе (07.04.2017 11:35)
12 августа в Морозовске, как и во всей стране, отмечают День ВВС.
В этот день всегда вспоминают о знаменитых летчиках, наших земляках. Один из них - Яков Моисеев.
Яков Николаевич Моисеев родился в августе 1897 в станице Есауловской (ныне затопленная Цимлянским водохранилищем). Он окончил два класса приходского училища.
Работал в станице Морозовской.
В 1917 году состоял в Красной Гвардии. В 1918 году Моисеев добровольно пошёл на службу в Рабоче-крестьянскую Красную Армию. Участвовал в Гражданской войне, первоначально был шофёром бронемашины бронеотряда 5-й армии.
Летчики 34-го и 35-го развед авиаотряда РККА IX-ой Кубанской армии. Моисеев Я.Н стоит первый слева
Весной 1918 года через станицу Морозовскую двигались от Луганска к Царицыну эшелоны 5-й Украинской Красной Армии Климента Ворошилова. Тогда в станице и была сформирована из отрядов красных партизан Морозовско-Донецкая дивизия Ивана Мухоперца. В красных партизанах была вся семья казаков Моисеевых - отец, его братья и сестра Зоя. Все они стали красноармейцами. Яков разбирался в технике, и ему доверили броневик с гордым именем «Пролетарий». Он сам дал машине это имя, потому как за новую жизнь пролетариев дрался донской казак.
В боях под Царицыном Морозовско-Донецкая дивизия захватила у белогвардейцев самолет. Яков Моисеев пришел к начдиву и сказал:
- У меня есть документ на вождение автомобиля. Дайте мне самолет, буду летать.
Мухоперец улыбнулся:
- Это хорошо - летать. А как?
- Как все, - ответил Яков.
-Нет, казак, нам нельзя, как все, нам надо лучше, - сказал ему Мухоперец. - Поезжайка ты для этого учиться.
Так осенью 1918 года в Московской авиационной школе появился новый курсант. Начальнику школы нетерпеливый красноармеец доказывал, что не может долго учиться, что его ждут на фронте. Через три дня Моисеева подняли на стареньком потрепанном «фармане» в воздух. Это были для него незабываемые минуты.
Наш земляк был награжден Третьим орденом Красного Знамени в 1926 году за перелёт Москва—Тегеран—Москва. Этот перелет был совершен по инициативе Николая Поликарпова. Комиссия по большим советским перелётам поручила Моисееву лететь по ранее не испытанному маршруту. Для этого специально был построен самолёт «Искра», оснащённый мотором «М-5» мощностью в 420 лошадиных сил. 14 июля 1926 года Моисеев вместе с механиком Петром Морозовым вылетел в 1 час 20 минут. Маршрут пролегал через Харьков, Баку, Пехлеви.
17 июля 1926 года Моисеев и Морозов на самолёте перелетели через Менджильские горы высотой около четырёх тысяч метров и в 8 часов утра того же дня приземлились в Тегеране. Перелёт Москва-Тегеран был выполнен в общей сложности за 2 дня и 6 часов, из которых в воздухе Моисеев провёл 17 часов 27 минут.
22 июля 1926 года он вылетел обратно в 0 часов 10 минут, несмотря на то, что было тёмное время суток и компас приходилось подсвечивать фонарём. В 19 часов 30 минут 23 июля самолёт приземлился в Москве, установив мировой рекорд дальности.
За этот перелёт Моисеев был награждён третьим орденом Красного Знамени.
Фото семьи Моисеевых: справа Яков, слева отец Якова - Моисеев Николай Иванович
Яков Моисеев, 60-е годы, фото из семейного альбома
Фотографии хранятся в Морозовском краеведческом музее. Приходите туда с детьми, чтобы подробнее узнать о жизни великого летчика-испытателя и о его рекордном перелете.
Новости на Блoкнoт-Морозовск
В этот день всегда вспоминают о знаменитых летчиках, наших земляках. Один из них - Яков Моисеев.
Яков Николаевич Моисеев родился в августе 1897 в станице Есауловской (ныне затопленная Цимлянским водохранилищем). Он окончил два класса приходского училища.
Работал в станице Морозовской.
В 1917 году состоял в Красной Гвардии. В 1918 году Моисеев добровольно пошёл на службу в Рабоче-крестьянскую Красную Армию. Участвовал в Гражданской войне, первоначально был шофёром бронемашины бронеотряда 5-й армии.
Летчики 34-го и 35-го развед авиаотряда РККА IX-ой Кубанской армии. Моисеев Я.Н стоит первый слева
Весной 1918 года через станицу Морозовскую двигались от Луганска к Царицыну эшелоны 5-й Украинской Красной Армии Климента Ворошилова. Тогда в станице и была сформирована из отрядов красных партизан Морозовско-Донецкая дивизия Ивана Мухоперца. В красных партизанах была вся семья казаков Моисеевых - отец, его братья и сестра Зоя. Все они стали красноармейцами. Яков разбирался в технике, и ему доверили броневик с гордым именем «Пролетарий». Он сам дал машине это имя, потому как за новую жизнь пролетариев дрался донской казак.
В боях под Царицыном Морозовско-Донецкая дивизия захватила у белогвардейцев самолет. Яков Моисеев пришел к начдиву и сказал:
- У меня есть документ на вождение автомобиля. Дайте мне самолет, буду летать.
Мухоперец улыбнулся:
- Это хорошо - летать. А как?
- Как все, - ответил Яков.
-Нет, казак, нам нельзя, как все, нам надо лучше, - сказал ему Мухоперец. - Поезжайка ты для этого учиться.
Так осенью 1918 года в Московской авиационной школе появился новый курсант. Начальнику школы нетерпеливый красноармеец доказывал, что не может долго учиться, что его ждут на фронте. Через три дня Моисеева подняли на стареньком потрепанном «фармане» в воздух. Это были для него незабываемые минуты.
Наш земляк был награжден Третьим орденом Красного Знамени в 1926 году за перелёт Москва—Тегеран—Москва. Этот перелет был совершен по инициативе Николая Поликарпова. Комиссия по большим советским перелётам поручила Моисееву лететь по ранее не испытанному маршруту. Для этого специально был построен самолёт «Искра», оснащённый мотором «М-5» мощностью в 420 лошадиных сил. 14 июля 1926 года Моисеев вместе с механиком Петром Морозовым вылетел в 1 час 20 минут. Маршрут пролегал через Харьков, Баку, Пехлеви.
17 июля 1926 года Моисеев и Морозов на самолёте перелетели через Менджильские горы высотой около четырёх тысяч метров и в 8 часов утра того же дня приземлились в Тегеране. Перелёт Москва-Тегеран был выполнен в общей сложности за 2 дня и 6 часов, из которых в воздухе Моисеев провёл 17 часов 27 минут.
22 июля 1926 года он вылетел обратно в 0 часов 10 минут, несмотря на то, что было тёмное время суток и компас приходилось подсвечивать фонарём. В 19 часов 30 минут 23 июля самолёт приземлился в Москве, установив мировой рекорд дальности.
За этот перелёт Моисеев был награждён третьим орденом Красного Знамени.
Фото семьи Моисеевых: справа Яков, слева отец Якова - Моисеев Николай Иванович
Яков Моисеев, 60-е годы, фото из семейного альбома
Фотографии хранятся в Морозовском краеведческом музее. Приходите туда с детьми, чтобы подробнее узнать о жизни великого летчика-испытателя и о его рекордном перелете.
Новости на Блoкнoт-Морозовск