Морозовск Суббота, 23 ноября

Календарь Морозовска: 17 декабря 24-й танковый корпус переправил свои войска на Осетровский плацдарм

Тацинский рейд генерал-майора Василия Баданова стал одной из самых славных страниц Великой Отечественной войны.

Неподалеку от Морозовска 17 декабря 1942 года происходили важные события. Начался второй день боёв в горловине Осетровского плацдарма.

Сроки наступления срывались, а потому командованию Воронежского фронта пришлось подключить к прорыву вражеских позиций 18-й и 25-й танковые корпуса.

- Вон до того моста танки шли беспрепятственно, а на подъёме в нас начали стрелять. Пушки у немцев были выкрашены белой краской под цвет снега, откуда стреляют – не видно..., - вспоминал потом участник тех боев танкист Дмитрий Сардинов

Несколькими попаданиями танк Дмитрия Ивановича Сардинова был выведен из строя, и экипажу пришлось спешно покинуть машину.

Когда линия обороны противника, охватывавшая Осетровский плацдарм, была прорвана, два корпуса пошли в прорыв расходящимся веером. 

17 декабря в 11:30 24-й танковый корпус также начал переправу своих войск на плацдарм. К 18:30 бригады корпуса переправились на противоположный берег Дона и приступили к выполнению своих боевых задач. 

07.jpg

Танкисты 24-го ТК (с 26 декабря 1942 года – 2-го гвардейского) на броне танка Т-34

Из всех введённых в прорыв танковых корпусов самый протяжённый марш по тылам противника предстояло совершить нацеленному на станицу Тацинскую 24-му танковому корпусу генерал-майора Василия Баданова. 

В Тацинской располагался крупнейший немецкий транспортный аэродром, на котором на тот момент базировалось около трёхсот тяжёлых транспортных самолётов Ju-52. 25-й танковый корпус генерал-майора танковых войск Петра Павлова одновременно должен был атаковать также занятый немцами аэродром в Морозовске.

В состав 24-го танкового корпуса входили 4-я гвардейская, 54-я и 130-я танковые и 24-я мотострелковая бригады, а также 13-я инженерно-минная рота и 156-я подвижная ремонтная база. Для выполнения поставленной задачи корпус был усилен 658-м зенитным артиллерийским полком и 413-м отдельным гвардейским минометным дивизионом. К началу операции корпус насчитывал 10 709 человек и 159 танков Т-34 и Т-70. 

Каждая танковая бригада состояла из двух танковых и одного мотострелкового батальона, истребительно-противотанковой артиллерийской батареи и роты управления. В состав мотострелковой бригады входили три мотострелковых батальона, артиллерийский и зенитный артиллерийский дивизионы, минометная батарея и рота управления. Укомплектованность корпуса танками составляла почти 90 %, автотранспортом – 50 %, личным составом – 70 %.

Разработкой плана действий 24-го ТК в первой половине декабря занимался штаб корпуса, возглавляемый полковником Алексеем Бурдейным. После перехода в прорыв в полосе наступления 4-го гвардейского стрелкового корпуса танкистам Баданова предстояло в течение первого дня выйти в район населённых пунктов Твердохлебово и Лофицкое, к исходу второго дня продвинуться к Дёгтево, третьего – к Ильинке. К концу четвёртого дня наступления было необходимо захватить станицу Тацинскую и ликвидировать немецкий аэродром.

Корпус наступал двумя колоннами по двум маршрутам: 130-я танковая бригада (далее – ТБр) после ввода в бой наступала на Маньково и Калитвенскую, за ней шла 54-я ТБр. 4-я гвардейская ТБр (далее – ГвТБр) двигалась к Кутейниково, следом за ней – 24-я мотострелковая бригада (далее – МсБр). На броне танков, несмотря на сильный мороз, ехал танковый десант. 

Зима 1942 года выдалась морозной и снежной – глубина снега, особенно в лощинах, превышала метр. Снег налипал на приборы наблюдения и прицеливания, поэтому для улучшения обзора механикам-водителям приходилось ехать с открытыми люками, через которые в танк проникали холод и снег. Несмотря на то, что видимость ночью была ограничена, танкистам в целях маскировки запрещалось пользоваться фарами. 

Чтобы предупредить обморожения личного состава, а также для очистки от снега приборов прицеливания и наблюдения, танки каждый час делали остановки. В силу господства немцев в воздухе колонны двигались преимущественно ночью, днём штурмуя занятые противником населённые пункты или отдыхая. 

- Был сильный мороз. Снег забивал смотровые щели, проникал в машины и висел там белой пылью. Во время налётов бомбардировщиков танки разъезжались по степи и, маневрируя, уклонялись от сброшенных бомб. Для танков были страшны только прямые попадания. Их удалось избежать. Оберегаясь от бомбардировщиков, мы двигались, в основном, ночами, с потушенными фарами. Днём же танки небольшими группами совершали броски-перекаты от одного укрытия к другому. При этом постоянно велись бои за хутора... - вспоминал механик-водитель танка Т-34 Назаров (54-й ТБр).

04.jpg

Мемориал возле села Филоново в районе Осетровского плацдарма, посвящённый танкистам 1-й гвардейской армии. Историческую достоверность во времена СССР никто не соблюдал – танк Т-34-85, установленный на постаменте, в 1942 году ещё не выпускался

Первоначально 24-й ТК шёл вслед за 25-м ТК, отправив в его порядки разведывательные группы, каждая из которых включала в себя разведвзвод, усиленный одним-двумя средними танками Т-34 и одним-двумя легкими танками Т-70. Кроме того, усиленные передовые отряды численностью до танковой роты с приданным сапёрным взводом выдвигались к населённым пунктам для определения нахождения там противника. Фланги колонн прикрывали боевые охранения в составе одного-трёх танков Т-34 и одного-двух Т-70 с десантом пехоты. Командир корпуса и командиры бригад осуществляли управление войсками по радио из своих командирских радийных танков. Связь корпуса со штабами армии и фронта осуществлялась посредством подвижных радиостанций, специально выделенных для этой цели. 

Так как дальность предстоящего рейда составляла порядка 250 километров, что усложняло последующее снабжение 24-го ТК, он изначально получил по два комплекта боеприпасов на все виды вооружений, по две заправки ГСМ для всего транспорта и продовольствие для личного состава из расчёта на пять суток.

- Танковый рейд к Тацинской стал легендарным, а материалы о нём печатались во всех советских газетах, - пишет историк Алексей Стаценко. - В суровых условиях зимней степи танкисты и мотострелки с боями преодолели 240 километров – такие темпы наступления до этого показывали только немецкие танковые подразделения летом 1941 года.

08.jpg

Схема продвижения 24-го ТК с 18:30 17 декабря до 17:00 20 декабря 1942 года



Новости на Блoкнoт-Морозовск
  Тема: История Морозовска  
0
0