Морозовск Четверг, 18 апреля

Как погиб летчик сбитого 8 января 1943 года около хутора Алексеева самолета

8 января 1943 года при освобождении Морозовского района погиб летчик сержант Сергей Афанасьевич Арестов.

Спустя 79 лет учителю истории Вольнодонской СОШ Павлу Ивановичу Украйченко удалось установить обстоятельства его гибели. 

Сложность сбора информации состояла в том, что прямых очевидцев тех событий уже нет. По оставшимся воспоминаниям местных жителей, дело якобы обстояло так: 8 января 1943 года над линией фронта, проходящей в тот момент по балке около хутора Алексеева, фашисты, держащие оборону, сбили советский самолет. Летчик успел выпрыгнуть с парашютом, но не достигнув земли, был расстрелян прямо в воздухе. Сразу же к месту падения летчика на мотоцикле выехали немцы и вскоре привезли и бросили его тело в центре хутора, не разрешая никому подходить к нему. Только после освобождения хутора Алексеева 15 января 1943 года Сергей Афанасьевич наконец-то был захоронен в братской могиле, вместе с местными жителями, расстрелянными фашистами.

Через 6 лет, в 1949 году, его прах был перезахоронен в братскую могилу воинов-освободителей в станице Вольно-Донской.

Официальные сайты ОБД Мемориал и "Память народа" сообщают только следующую информацию: пилот 23 отдельного авиазвена связи 511 отдельного разведывательного авиационного полка 17 Воздушной Армии сержант АРЕСТОВ Сергей Афанасьевич - погиб 8 января 1943 года. Сбит зенитной артиллерией над территорией противника.

Из учетно-послужной карточки известно, что по окончании 7 классов, Сергей в 1940 году (ему тогда было 18 лет), обучался в Красногорском аэроклубе в Подмосковье. В декабре, этого же года его зачислили на учебу в Качинскую военно-авиационную школу. 19 октября 1942 года курсанту Арестову присваивоили звание сержант и он был командирован в город Алатарь Мордовской АССР, где находился 46 запасной авиаполк, который готовил пополнение для военно-воздушных сил Красной Армии. Откуда он и направился уже на фронт, в 23 отдельное авиазвено связи, только что сформированной 17 Воздушной Армии.
Других данных об Арестове не было.

При изучении материалов, связанных с периодом освобождения Морозовского района, был обнаружен документ, подтверждающий гибель самолета - оперативная
сводка 8 кавалерийского корпуса. В ней сказано: "..в 9 8.1.43 над АЛЕКСЕЕВКА противником сбит самолет "У-2", который сгорел, судьба экипажа не известна. Есть
предположение, что этот самолет принадлежит 8 КК, т.к. командиру звена ставилась задача на разведку подхода и отхода противника -ТАЦИНСКАЯ".

Вчитываясь в архивные документы (он изучал подходящие материалы для своей книги "Горящий июль 1942 года") Павел Украйченко обнаружил наградной лист сослуживца Арестова, который раскрыл любителю истории истинную картину гибели летчика. Эти данные нашлись в описании боевого подвига при представлении к награждению медалью "За отвагу" штурмана, этого же, 23 отдельного звена связи сержанта Дробязко Вениамина Евгеньевича:

"8 января 1943 года летчик Арестов С.А. и штурман Дробязко В.Е., на самолете У-2, получив задание командования 8-го кав.корпуса, вылетели на разведку войск противника в район ст.Тацинской. Находясь над занятой врагами территорией, самолет подвергся сильному пулеметно-ружейному обстрелу с земли. В результате, которого смертельное ранение получил летчик, а самолет серьезно поврежден: пробит бензобак и полностью выведен из строя мотор. Штурман Дробязко проявив находчивость взял на себя управление самолетом, с заглохшим мотором, пытался спланировать и перетянуть линию фронта, чтобы спасти самолет и раненого товарища. Но так как высота быстро падала, то он посадил самолет на территории врага в 300 метрах от его окопов. Несмотря на автоматный обстрел и приближении к самолету двух танков Дробязко сумел вытащить из горящего самолета раненого пилота, пытался тащить его в сторону своих войск, но поняв, что тот уже мертв, оставил его. Пренебрегая опасностью, скрываясь в складках местности, переполз линию фронта и доставил данные разведки командованию".

Так была раскрыта ещё одна страница истории освобождения нашего района.

Вот что ещё известно о штурмане Дробязко. В авиазвено связи он прибыл только 1 января 1943 года, после окончания Мелитопольской военной авиашколы стрелков-радистов. В этом бою он тоже получил ранение и был направлен в госпиталь на лечение. После излечения и переучивания летал уже штурманом на самолете Пе-2. 15 августа 1943г. в районе Харьков-Черноглазовка на высоте 6000м экипаж самолета Пе-2, в экипаже которого был штурман гвардии младший лейтенант Дробязко, атаковали три истребителя Ме-109 (Мессершмитт). Штурман и стрелок-радист огнем пулеметов подбили один самолет, но оставшиеся истребители продолжили атаковать Пе-2, в результате чего он загорелся в воздухе. Спастись на парашюте удалось только стрелку-радисту. Дробязко Вениамин Евгеньевич погиб.

Подготовила Наталья Дровалёва


kontakty.jpg

Новости на Блoкнoт-Морозовск
  Тема: История Морозовска  
0
0