Морозовск Вторник, 26 ноября

Краевед Константин Камышан по крупицам собрал героическую историю экипажа сбитого в Морозовском районе самолета Ил-2

Только через 79 лет морозовскому краеведу удалось восстановить героическую историю экипажа сбитого в Морозовском районе самолета Ил-2.

- В очередной раз перелопачивая архивный материал о действиях нашей авиации в небе Морозовского района во время Великой Отечественной войны в Журнале боевых действий 288 истребительно-авиационной дивизии, я обратил внимание на донесения, в которых сказано, что 13 декабря 1942 года после штурмовых действий по аэродрому Морозовский 950-го штурмового авиаполка "Не вернулись с боевого задания летчик сержант Чипков и стрелок сержант Запорощенко", - рассказал Константин Камышан "Блокноту Морозовска". -  В этом же журнале за 20 января 1943 года есть такое донесение:" Не вернувшиеся с задания 12.12.42 г. пилот сержант Чипков и стрелок сержант Запорожец 950 ШАП прибыли в свою часть. Были сбиты огнем ЗА (зенитной артиллерии) в районе Морозовский, попали в плен, откуда сбежали. В районе Ростова. Самолет сгорел."

Долгое время Константину Васильевичу не удавалось найти какие-либо зацепки по этой информации. Однажды ему на глаза попалась "История хутора Вербочки Морозовского района". Ее в свое время составила Валентина Ивановна Савицкая, бывший директор Вербочанского Дома культуры. Она, используя архив Степана Федоровича Наконечникова, описала эпизод о поступке своих землячек: в период оккупации, с огромным риском для своей жизни и жизни близких они
укрывали двух сбитых летчиков в хуторе Вербочки. Фамилии летчиков в "Истории "были записаны как Чипков и Чередниченко (со временем удалось установить, что это был Запорощенко).

- Желание узнать как можно больше о дальнейшей судьбе летчиков заставило меня проверять и перепроверять информацию, - пояснил краевед. - В результате
удалось связаться с дочерью летчика Чипкова - Ларисой Владимировной Париновой, ныне здравствующей и проживающей в Воронеже. Лариса Владимировна
любезно поделилась историей о своем отце.

J2GEgTQA.jpg

Курсант Владимир Чипков

Её рассказ, дополненный воспоминаниями жителей хутора Вербочки, документами с сайта "Память народа", ОБД "Мемориал" помог краеведу восстановить
ту трагическую и в тоже время героическую картину подвига, совершенного, как летчиками, так и простыми русскими женщинами во время войны.

- Один из героев этой истории - Владимир Васильевич Чипков - родился в 1922 году в городе Алатыре Чувашской АССР., - рассказал Константин Камышан. -
В период учебы в лесотехническом техникуме окончил аэроклуб, после был призван в Красную Армию и направлен в военную школу пилотов. По окончании которой в октябре 1942 года младший сержант Чипков направлен на фронт, в 950-й штурмовой авиационный полк 267 штурмовой авиадивизии 17-й Воздушной Армии на должность старшего пилота самолета штурмовика Ил-2.

По воспоминаниям командира 950-го ШАП будущего Героя Советского Союза полковника П.Ф.Федотова: "Владимир Васильевич выделялся среди
других молодых летчиков мастерством пилотажа, умением быстро и точно принимать решения в самых трудных ситуациях воздушного боя."

- С 22 октября по 13 декабря 1942 года экипажем самолета Чипкова, в состав которого входил стрелок -младший сержант Запорощенко Константин Ксенофонтович, было совершено 16 боевых вылетов, - рассказал также Константин Васильевич. - В результате бомбардировочно-штурмовых ударов было уничтожено большое количество живой силы и техники противника. 13 декабря полк получил задание на штурмовку аэродрома Морозовский, снабжавшего окруженную под Сталинградом немецкую группировку боеприпасами и питанием. Ведущим группы подавления зенитного огня назначили младшего сержанта Чипкова. Группа штурмовиков сквозь плотный огонь зенитной артиллерии с земли и истребителей в воздухе, сумела прорваться к аэродрому и нанести по нему удар. Уничтожив 16 самолетов, склады боеприпасов и ГСМ.

Как развивались дальнейшие события, узнаем из воспоминаний Владимира Чипкова записанных его дочерью Ларисой Париновой:

"На следующий день группа сержанта Чипкова успешно выполнила боевое задание. Однако самолету Чипкова не суждено было вернуться на свой
аэродром. В ту минуту, когда он повернул в обратный путь, в мотор попал вражеский снаряд. Сделав вынужденную посадку в восьми километрах от аэродрома Морозовский, Владимир Чипков и его воздушный стрелок Константин Запорощенко выбежали из самолета. Неожиданно в нескольких метрах от самолета возникла фигура немецкого солдата с автоматом наперевес. Прицелились одновременно, но выстрел из пистолета на несколько секунд опередил автоматную очередь. Фашист упал. Так произошла первая схватка с врагом на земле.

Летчики достали из планшета карту, продумали маршрут и как только стемнело отправились в путь.По дороге они встретили местных женщин из хутора Вербочки. Они дали летчикам хлеба и сала и рассказали, что в их хуторе всего шесть немцев, так как он объявлен карантинным. В первой же избе их накормили. А потом приходили соседи и знакомые и тоже звали к себе. Особенно настаивала одна - назвавшаяся матерью летчика Мария Ивановна Комиссарова..."

Вот как об этом рассказывали в своих воспоминаниях жительницы хутора Вербочки Александра Ефремовна Жмурко и Раиса Титовна Карачинова:

"Вечером постучали в землянку Жмурко, которая жила на краю хутора (нынешний адрес улица Садовая,34) и спросили:

- Немцы в хуторе есть? Окажите помощь?

У Александры Ефремовны Жмурко спрятать летчиков негде было, да и землянка её - у дороги, и немцы в любой момент могли зайти. В это время мимо шла
Раиса Титовна Карачинова. Жмурко зазвала её к себе и обо всём рассказала. Раиса Титовна сходила домой, принесла одежду мужа, дала летчикам переодеться,
чтобы в случае чего, никто ничего не заподозрил. Сама пошла вперёд, а лётчики на расстоянии следом. В землянке (ныне - улица Урожайная,56), слева от
сеней, как обычно располагался сарай, где лежало сено. Там хозяйка и спрятала их.

В землянке, в зале жили немцы, Раиса с трехлетней дочкой Анной и годовалым Толиком ютилась в сенях. Один из летчиков сильно кашлял, и молодая мать, держа сынишку на руках, незаметно щипала его, чтобы тот плакал, и не было слышно кашля. Один из немцев всё настораживался и порывался посмотреть, а второй его останавливал. Целую неделю укрывала своих подопечных отважная женщина, а потом дала им простыни (для маскировки), и её сестра Екатерина Титовна Нещерет с Марией Ивановной Комиссаровой ночью пошли проводить летчиков так как те хотели перейти линию фронта и вернуться к своим. Где пешком, где ползком, довели девушки их до хутора Сиволобова."

Далее, как выяснил краевед, Чипиков и Запорощенко продолжили путь в сторону хутора Деева Обливского района, находившемуся недалеко от линии фронта.



6CXtz35V.jpg

Постановка задачи экипажам самолетов. Чипков В.В. в центре. Возможно на этом фото присутствует и Запорощенко К.К.


Из записей Ларисы Париновой:

"Здесь и произошло самое страшное: летчиков заметили из немецких дотов, которые располагались в балке. Они очутились в фашистской неволе. Холодный земляной пол деревянного сарая. Вооруженные конвоиры.

Через два дня в сарай бросили ещё двух советских летчиков - Павла Лантуха и Николая Заболотного, сбитых в воздушном бою."

(Необходимое отступление, слово Константину Васильевичу: "21 декабря 1942 года 6 бомбардировщиков Б-3 "Бостон" 221 бомбардировочной авиадивизии совершали налет на аэродром Морозовский. Из-за плотного огня зенитной артиллерии вокруг аэродрома и большого количества истребителей противника напавших на них 5 самолетов Б-3 не вернулись с боевого задания. Командир звена, старший лейтенант П.А.Лантух, раненный в плечо осколком, и стрелок-бомбардир, старший лейтенант Н.Я.Заболотный - члены экипажа одного из этих самолетов, подбитого немецкими истребителями и попали в плен выбросившись с парашютами").

"А немного позже пленных перевезли в станицу Милютинскую. 26 декабря связанных летчиков в окружении 20 конвоиров перевели в лагерь военнопленных, находившийся на окраине города (речь, по всей видимости, идет о городе Ростове).

«Надо бежать. И как можно быстрее», — решил Владимир Чипков.

Прежде всего, необходимо было создать группу, своеобразный штаб. Четверо уже было: летчики. А остальные? Лежа в конюшне, где разместили пленных, Чипков беседовал то с одним, то с другим. В оперативную группу вошли одиннадцать человек. И каждый получил задание. Один должен был выяснить обстановку, другой – позаботиться о каком-нибудь холодном оружии, третий – отвечал за то, чтобы хлеб, который передавали пленным женщины, попадал к самым слабым. На долю Владимира Чипкова, который был выбран старшим группы по организации побега, выпало самое трудное – установить контакт с одним из охранников.

Такая возможность вскоре представилась. Пленных вели в сторону станицы Кумулжинской (вероятно речь идет о пригороде города Ростова, там где сейчас находится" Кумжинская роща", т.к. станица, правильно- Кумлыженская Сталинградской области не была оккупирована германскими войсками и "вести пленных" в сторону этой станицы никак не могли, да и в донесении сказано, что бежали из плена "в районе Ростова").

Чипков познакомился с кучером, работавшим в немецкой охране, который оказался его земляком. Этим же вечером кучер пришел в конюшню, где в навозе, в
сырости разместились шестьсот военнопленных. Он принес деталь от трактора, которая должна была сыграть роль холодного оружия.

— В четыре часа утра я буду охранять главные ворота конюшни, — сказал он.

Ночью никто не спал. Все напряженно ждали указанного часа. И вот он настал. Группа по организации побега направилась к главным воротам конюшни. За ней – остальные пленные.

Все было, как условились. Главные ворота оказались открытыми. Правда, второй часовой оказал сопротивление. Тут в ход пришлось пустить деталь от трактора.

В темную непроглядную ночь 31 декабря 1942 года 216 военнопленных покинули лагерь…"

- 20 января 1943 года Чипков и Запорощенко пробравшись через территорию занятую немцами и перейдя линию фронта вернулись в свой полк и продолжили воевать, - продолжил свой рассказ Константин Камышан. - За этот подвиг В.В.Чипков награжден орденом Красного Знамени, а К.К. Запорощенко орденом Красной Звезды. Вернулись в строй П.А.Лантух и Н.Я.Заболотный. Старший лейтенант Лантух Павел Антонович из-за полученного ранения в дальнейшем проходил
службу в 46-м запасном авиаполку. Перегонял с завода самолеты По-2.Награжден медалью "За боевые заслуги". Старший лейтенант Заболотный Николай Яковлевич был направлен для прохождения дальнейшей службы в 22 Гвардейский бомбардировочный авиаполк стрелком-бомбардиром( штурманом) самолета Б-25 "Митчел". Интересный факт - 6 октября 1943 года его самолет был сбит далеко за линией фронта , в лесах Белоруссии. Экипажу удалось спастись на
парашютах. Через три дня их "подобрали" партизаны. Николай Яковлевич за свои подвиги награжден орденами Красной Звезды и Отечественной войны 1 степени.
В 1951 году полковник Чипков Владимир Васильевич уволился в запас. За время войны им выполнен 131 боевой вылет. Был трижды ранен. Награжден
тремя орденами Красного Знамени, орденами Александра Невского, Отечественной войны 1 степени, Красной Звезды и медалями. Умер в 1978 году, похоронен в Москве на Кунцевском кладбище. До самой кончины он вспоминал тех, кто спас ему жизнь. Лариса Владимировна низко кланяется родственникам тех женщин,
которые спасли жизнь ее отцу и хочет, чтобы земляки помнили об этом. Вот такая небольшая страница большой истории Великой Отечественной
войны.


Fl1vNkFN.jpg


Фото из архива Л.В.Париновой


Подготовила Наталья Дровалёва

kontakty.jpg

Новости на Блoкнoт-Морозовск
  Тема: История Морозовска  
2
0