Морозовск Четверг, 21 ноября
Общество, 19.12.2021 19:35

Почему самолеты оставляют следы разной формы и размера, и почему не стоит их бояться, редактору «Блокнот Морозовск» разъяснили в разных инстанциях

В редакцию "Блокнот Морозовск" осенью обратилась наша читательница с очень странным вопросом.

"Что нам систематически сыпят на голову? Тут по другому не задать вопрос, прикрепляю фото. И это происходит каждый Божий день. Что это за полеты над нашим городом? Кто это летает? Почему такие облака и целый день такие полосы в небе? Если не обращать внимание, то можно так и подумать, да след от самолетов, но след от самолета не рассеивается на такие расстояния, это скажет любой лётчик. Я взрослый человек и мне вообще нет интереса в бирюльки играть, я переживаю за здоровье своей семьи и свое. Публикуются видео об этом, по всему миру и в нашей стране это не исключение(. Все жалуются на постоянные головные боли, затрудненное дыхание, недомогание. Может, пора задать вопрос органам, которые ещё могут дать пояснительный ответ", - написала она нам в сообщении. Женщина пояснила также, что в воздухе распыляются какие-то вредные для здоровья вещества, называла их "химтрейлы".

YauZ5gCX1mM (1).jpg

Позже оказалось, что в существование этих так называемых невидимых "химтрейлов" верят и многие другие жители нашего города, несмотря на то, что это звучит как бред. Люди привыкли верить тому, что им аргументированно рассказывают на видео в Интернете, особенно если говорящие напускают на себя важный вид и представляются экспертами в вопросе. Однако в последнее время в блогерской среде стало модно говорить на камеру любую откровенную чушь, лишь бы "словить хайп" и поднять деньги на просмотрах. Причем таких блогеров совсем не интересует то, что из-за их слов тысячи людей будут нервничать, переживать, бояться лишний раз выйти из дома.

Я от своего имени письменно обратилась в "Роспотребнадзор" (именно от него почему-то наша читательница хотела больше всего получить ответ) и описала ситуацию. "Было бы хорошо, если бы вы дали экспертный ответ и успокоили людей", - пояснила я в своем письме причину этого обращения.

В ответ от Управления Роспотребнадзора по Ростовской области я получила письма о том, что копия моего обращения для рассмотрения была переслана в ряд других инстанций, в чьи компетенции входят ответы на такие вопросы.

Спустя некоторое время на нашу редакцию обрушился шквал электронных писем и звонков. Два бумажных заказных письма - от региональных управлений "Ространснадзора" и "Росавиации" - пришли на мой домашний адрес.

Вот какие были ответы. Привожу часть из них и в сильно сокращенном виде, так как писали все уж очень подробно. Материала, пожалуй, хватило бы даже на диссертацию по этой теме. Ограничусь лишь теми сведениями, которые могут быть полезны для общего понимания того, почему следов в небе бояться не стоит, как бы ни нагнетали ситуацию какие-то хайпующие блогеры из Интернета.

От "Роспотребнадзора": "Информации о проведении авиахимических работ в районе города Морозовск в ТО в 2021 году не поступала, не регистрировалась".

Также от "Роспотребнадзора", подписано начальником отделом надзора и санитарной охраны территории: 

"Превышений предельно допустимых концентраций контролируемых веществ в отобранных пробах в истекший период не выявлено". 

2021-12-19.png


От "Государственной корпорации по организации воздушного движения в Российской Федерации":

"Нарушений порядка использования воздушного пространства Российской Федерации оперативными органами Единой системы организации воздушного движения, относящихся к вопросам, затронутым в обращении редактора информационно-новостного портала «Блокнот Морозовск» Н.А. Дровалевой не зарегистрировано.

Планы полетов на распыление (выброс) веществ в воздушном пространстве с воздушных судов, в том числе в указанном в обращении районе, в Ростовский ЗЦ
ЕС ОрВД не поступали, разрешение на использование воздушного пространства на указанный вид деятельности не выдавалось".

Также они пояснили, что:

"В воздушном пространстве Ростовской зоны ЕС ОрВД проходит 150 внутренних и международных воздушных трасс, по которым регулярно выполняют полеты воздушные суда различных авиакомпаний и ведомств в диапазоне высот от 1500 и до 12000 метров (600 - 1000 рейсов в день).

Реверсивные (конденсационные) следы образуются на высотах от 6000 до12000 метров (высота верхней границы зависит от высоты тропопаузы) при полетах
воздушных судов с газотурбинными двигателями, причина образования, это выделение водяного пара при сгорании углеводородного топлива (авиационного
керосина), при котором происходит образование воды (превращающейся в турбине в пар, который при остывании выбрасываемого воздуха конденсируется в виде
следа за самолетом), чем мощнее двигатели на воздушном судне, тем шире след.

Длительность существования следа зависит от относительной влажности на высоте, где летит самолет, другими словами - от дефицита абсолютной влажности,
то есть, весь пар, который не может «принять воздух», конденсируется (при низкой влажности конденсационные следы очень короткие и почти мгновенно тают сразу за самолетом, при средней влажности следы могут существовать несколько минут, при высокой относительной влажности конденсационные следы могут оставаться в воздухе до нескольких часов, расширяясь и сливаясь с перистыми облаками при их наличии).


От "Южного МТУ Росавиации": "Информацией о нарушении порядка использования воздушного пространства в указанном районе Южное МТУ Росавиации не располагает. Полеты воздушных судов в районе города Морозовск выполняются в соответствии с требованиями Воздушного Кодекса Российской Федерации и Федеральных правил использования воздушного пространства Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 11.03.2010 №138.

Разрешение на использование воздушного пространства выдается Региональным центром Единой системы организации воздушного движения (Ростов-на-Дону) согласно представленным и утвержденным планам полетов. 

Согласно п.1 ст.8 ВК РФ пилотируемые гражданские воздушные суда, авиационные двигатели гражданских судов подлежат обязательной сертификации на соответствие конкретного воздушного судна требованиям к летной годности гражданских воздушных судов и требованиям в области охраны окружающей среды от воздействия деятельности в области авиации".


dzjbiKcm9fQ (1).jpg

От "Ространснадзора" (из их письма я беру фрагмент побольше, потому что тут хорошо описан механизм возникновения этих самых следов в небе):

"На фото, поступивших от Вас идентифицировать точно место и время съемки возможности не представлено. Всё видимое в воздушном пространстве по сути является конденсационными следами. Конденсационные следы - искусственные облака, состоящие из сконденсированной влаги (капель или ледяных кристаллов), возникающие в атмосфере за движущимися воздушными судами.

Причина, почему воздушные судна оставляют за собой конденсационные следы заключается в работе двигателей воздушных судов. Основное топливо в виде керосина попадает в двигатель и сгорает, исходящие из двигателей горячие струи состоят из газа и пара, которые при контакте с холодным воздухом атмосферы мгновенно трансформируются в туманные скопления.

Своё название след получил от процесса конденсации влаги, который и приводит к его появлению. Конденсация влаги происходит только при таких условиях, когда количество водяного пара превышает то количество, которое необходимо для насыщения. Эти условия определяются точкой росы - температурой, при которой водяной пар, содержащийся в воздухе, достигает насыщения при данной удельной влажности и постоянном давлении. Удельная влажность воздуха - отношение массы водяного пара в граммах в 1 килограмме воздуха. Степень насыщения характеризуется относительной влажностью - процентным отношением количества водяного пара, содержащегося в воздухе, к количеству, которое требуется для насыщения (при одной и той же температуре). Кроме этих условий, необходимо ещё и наличие центров конденсации. При температуре до -30 ... -40 градусов Цельсия водяной пар при конденсации переходит в жидкую фазу, при температуре ниже -30 ... - 40 градусов Цельсия водяной пар превращается сразу в ледяные кристаллы, минуя жидкую фазу. Также важную роль в формировании следа играет процесс испарения, приводящий к его исчезновению.

Существует две основные причины возникновения условий для конденсации и появления следа. Первая - это повышение влажности воздуха, когда к атмосферному водяному пару добавляется водяной пар, содержащийся в отработанных газах авиационного двигателя в результате сгорания топлива. Это повышает точку росы в ограниченном объеме воздуха (за двигателями). Если точка росы становится выше температуры окружающего воздуха, то, по мере остывания отработанных газов, избыточный водяной пар конденсируется. Количество водяного пара, выбрасываемого двигателем, зависит от его мощности и режима работы, то есть расхода топлива.

Вторая причина появления видимого следа - это понижение температуры воздуха в результате падения его давления над крылом и внутри вихрей, возникающих при обтекании различных частей самолёта. Это так называемые вихревые жгуты. Если при этом температура опускается ниже точки росы - избыток атмосферного водяного пара конденсируется в области под крылом и внутри вихрей. Степень понижения давления и температуры зависят от таких параметров, как масса летательного аппарата, коэффициент подъемной силы, величина индуктивного сопротивления и множества других факторов. Иногда наблюдаются следы, образованные в результате комбинаций этих двух причин. Наряду с конденсацией происходит и обратный процесс - испарение : частицы сконденсированного водяного пара испаряются, и след со временем исчезает. На скорость испарения влияют влажность окружающего след воздуха и агрегатное состояние частиц следа. Чем суше воздух, тем быстрее происходит испарение. Напротив - испарение не происходит в случае, когда водяной пар находится в состоянии насыщения. Сконденсированный водяной пар при температуре воздуха -30 ...-40 градусов Цельсия частично, а при температуре воздуха ниже -40 градусов полностью превращается в кристаллы, испарение ледяных кристаллов происходит значительно медленнее, чем капель воды.

Возможность появления и время существования конденсационного следа, равно как и его вид, зависят от влажности и температуры атмосферного воздуха (при прочих равных условиях). Полеты самолетов осуществляются на разных высотах, то есть в условиях с отличающимися показателями давления, влажности и температуры атмосферного воздуха. При низкой влажности и относительно высокой температуре след может отсутствовать вовсе, так как при таких условиях водяной пар не достигает состояния перенасыщения. Чем выше влажность и ниже температура, тем больше водяного пара конденсируется, тем медленнее происходит испарение, следовательно - след насыщеннее и длиннее. А при относительной влажности, близкой к 100%, и низкой температуре конденсируется наибольшее количество водяного пара, высокая влажность препятствует испарению частиц следа, что и влечет образование конденсационных следов, которые могут существовать достаточно долго, нередко превращаясь в перистые или перисто-кучевые облака. Естественный состав атмосферы распределен неравномерно, имеет различные показатели плотности, влажности, температуры, скорости восходящих и нисходящих атмосферных потоков.

Кроме того, полеты самолетов - сложнейшие процессы, требующие от пилотов управления воздушными судами с помощью рычагов управления и изменения режимов работы двигателей, что оставляет в воздушном пространстве неравномерные конденсационные следы в неравномерно распределенной по показателям атмосфере.

Таким образом, следы в воздушном пространстве над городом Морозовск в указанное Вами время являются конденсационными следами, возникшими по причине конденсации, оставляемыми воздушными судами - самолетами.

Следует отметить, что поступившее в Управление обращение носит характер повторяемости ранее поступивших обращений из различных регионов. Поступающая информация, фото и видеоматериалы, распространяемые в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" и в социальных сетях практически одинаковы. На поднадзорной территории Управления подтверждений о сбросах (распылению) в воздушном пространстве с воздушных судов по настоящее время каких-либо вредных для здоровья веществ/химтрейлов не зарегистрировано. 

В дополнение к изложенному, информирую Вас, что Управление не располагает информацией о каких-либо преднамеренных действиях по сбросам (распылению) неизвестных веществ в атмосферу.

Учитывая вышеприведенное, сообщаю, что в Вашем обращении отсутствует информация для принятия предусмотреных законодательством Российской Федерации мер в рамках полномочий Управления".

pfMa9J8XTmo (1).jpg


Вот такой подробный разбор предоставили мне в своем письме сотрудники УГАН НОТБ ЮФО Ространснадзора, за что им отдельное спасибо.

Кто и зачем распространяет мифы о вредных сбросах с самолетов? Сложно сказать. Однако любую информацию, которая встречается вам в Сети, не спешите принимать на веру: если раньше люди распространяли в Интернете только то, в чем уверены сами и в чем хорошо разбираются, то сейчас информация - это товар. И чем больше людей она всколыхнет - тем дороже этот товар стоит в информационном пространстве. В поисках легких денег новоявленные блогеры, влогеры, тиктокеры и всякие так называемые "инфоцыгане" готовы на любой обман, любую подлость и передергивание фактов. 

Повышайте свой уровень образования, изучайте интересующие вас вопросы с помощью надежных и авторитетных источников, и, пожалуйста, не поддавайтесь на провокации и истерии.


Всегда ваша,

редактор портала "Блокнот Морозовск" Наталья Дровалёва


kontakty.jpg





Новости на Блoкнoт-Морозовск
2
0