Морозовск Воскресенье, 02 июня
Общество, 11.02.2023 10:15

Домовой - хранитель домашнего очага: почему древняя мифология неистребимо и прочно осела в сознании славянских народов

Кто такой домовой и какую роль он играет в жизни славянских народов?

Верите ли вы в сверхъестественное - в потусторонние силы, существ, способных проникать в нашу жизнь и влиять на нее? Кто-то ответит однозначным "нет", а кто-то, возможно, задумается. Как бы то ни было, нельзя не согласится с тем, что вера в сверхъестественное - это часть нашей культуры, да и самой природы человека в целом. Другой вопрос заключается в том, что мы понимаем под сверхъестественным и во что конкретно верим. Призраки, оборотни, вампиры, русалки, лешие, домовые... Перечислять можно бесконечно. К слову о последнем. Накануне, 10 февраля в России отмечали народный праздник Кудесы - именины домового (или день угощения домового). 

Так кто такой домовой и какую роль он играет в жизни славянских народов? На эти вопросы ответит наш эксперт - историк-славист, аспират Гуманитарного факультета ВШЭ Виктория Герасимова-Теслер. 

- В системе славянской мифологии домовой занимает не последнее место, - отметила Виктория. - Он пришел к нам из языческой культуры, в которой отождествлялся с духом дома, с хранителем домашнего очага, а также всех придомовых территорий и всего придомового хозяйства. После принятия христианства на Руси (в 988 году), как сообщает нам "Повесть временных лет", церковь начала методично бороться с языческими представлениями, в том числе с проявлениями так называемой низшей мифологии, куда и входит домовой. До первой половины 13 века эта борьба проходила не совсем удачно. Свидетельствами тому являлись восстания волхвов в Великом Новгороде, Рязани, Киеве. Однако после нашествия татаро-монгол на Русь и установления татаро-монгольского ига (в 1223 году) мировоззрение людей поменялось. Народ воспринял завоевание иноверцами как кару за неповиновение христианскому Богу. Так домовые, лешие, хранители рек - водяные, хранители полей - полуднецы стали отождествляться с бесами, то есть с чем-то нечестивым. Как точно они назывались у древних славян мы не знаем, потому как все эти имена (домовые, водяные и прочие) пришли к нам из этнографии 18 века, то есть из верований крестьян центральной России, записанных первыми этнографами императорской России, в том числе и А.Н.Афанасьевым и В.И. Далем (составитель толковый словаря живого великорусского языка).

Между тем вера в домового сохраняется и теперь. Молодое поколение слабо верит в существование домового, однако у более старшего поколения бытует убеждение, что он непременно присутствует там, где живет человек. И несмотря на то, что православная церковь считает это мистическое существо низшей формой беса, люди по-прежнему обращаются к нему и даже проводят некие обряды с целью задобрить хранителя домашнего очага. 




- Накормить, напоить, позвать с собой в другой дом, поклониться, когда входишь в новый - считается грехом, - пояснила наш эксперт. - Человек должен обязательно исповедоваться у священника и покаяться. Интересным является тот факт (или убеждение), что домовой может душить. Как считается в мифологии, домовой может душить в двух случаях. В первом случае домовой предупреждает, а во втором случае домовой наказывает. Последний случай очень интересный, потому что наказание связано с ненавистью. Ненависть существо выказывает, как правило, к определенному роду людей, а именно - к пьяницам. Если в доме происходит разврат и пьянство, есть большая вероятность быть задушенным. Об этом свидетельствуют этнографические наблюдения в Белоруссии, которые были собраны в 30-40-е годы XX века, а далее с 1947 по 1953 год после войны. В белорусских деревнях считалось, что если много пить и дебоширить в доме, то домовой может тебя удушить. Такие моменты, как аллергический спазм, отек квинке в результате отравления алкоголем часто белорусскими крестьянами списывались на удушение домовым. Так что действительно считалось, что домовой не любит пьяниц.

Интересным моментом является то, что в белорусской и украинской культурах есть определенный комплекс молитв домовому. Как рассказала нам Вика, начинаются они, как заговор, а заканчиваются молитвой и словом "аминь", что в переводе с древнегреческого звучит как "да будет так».

- Этот факт свидетельствует о том, что домовой - это часть религиозно-культурного феномена двоеверия в нашей общей славянской культуре, - отметила Виктория. - Чтобы не происходило,существует общая мифологическая система для трех крупных славянских народов - для белорусов, украинцев и русских. Примерно таким же представлением о домовом располагают поляки и чехи. Так низшая мифология объединяет нас в единый культурный код. Конечно, есть и нюансы, которые отличают наши традиционные представления. Например, в Украине домового принято подкармливать чем-то сытным - кашей с салом, как вариант. Чтобы он покушал хорошо и на хозяев не обижался. Центральная Россия кормит своего домового хлебом и молоком. У белорусов принято задабривать хранителя очага капустой и мясом. На юге России, у казаков, в частности, для домового оставляют что-то сладкое - конфеты, печенье и прочее. Во всех перечисленных случаях угощения - это признак достатка и зажиточности. Человек старается угостить домового самым лучшим. А это, в свою очередь, сознание абсолютно языческое. Во всем перечисленном мы видим отражение бытовой культуры славянских народов и ее различие. То есть где я проживаю, тем я и питаюсь и тем же кормлю существо, которое охраняет мой дом. 

Мифологическая система неистребимо и прочно осела в сознании славянских народов. Свидетельствует об этом то, что образ домового, как хранителя домашнего очага дожил до наших дней. В начале 2000-х годов российским гуманитарным государственным университетом (РГГУ), их этнографической экспедицией во главе с Еленой Смелявской проводились наблюдения в среде старообрядцев. Было отмечено, как люди, покидая свои деревни и переезжая в квартиры, звали домовых с собой. То есть теперь домовые живут в квартирах!

Не менее интересным является обряд поиска (потерянной вещи) с помощью домового, который до сих пор бытует как в сельской, так и в городской среде. Если потеряна какая-либо вещь, люди верят, что ее спрятал домой или другие потусторонние и не очень приятные силы. Если человек в хороших отношениях с домовым, то он поможет потерянное найти. Нужно взять табурет, перевернуть его, а к одной из ножек привязать ленточку сказав: "Домовой, поиграй, поиграй и отдай". Через непродолжительное время табурет необходимо перевернуть в исходное положение, ленточку не отвязывать до тех пор, пока вещь не найдется. 

- Не знаю правда или нет, но мы как-то таким способом нашли мою сережку, - поделилась с нами Вика. - Я помню, как это все делала моя бабуленька. Такой способ распространен среди казаков, часть которых, в свое время, формировалась все из тех же старообрядцев. В центральной России такого нет. Там принято ставить на окно (в сенях или на кухне) какой-нибудь сытный подарок за помощь в поисках, но табурет не переворачивают. С чем связано переворачивание табурета? Я лично подозреваю, что это понимание зеркальности потустороннего мира, то есть мира трансцендентно-запредельного, недоступного живому глазу. Понимание зеркальности потустороннего мира существовало еще в 1-х веках нашей эры. Например, все сосуды в миотских погребения были либо разбиты, либо частично сколоты. То есть то, что здесь разбито, там - в мире загробном, мифологическом, трансцендентном - будет целым. То же самое с табуретом. Это обращение предмета в мир потусторонний. То есть для тебя этот табурет перевернут, а для домового, видимо, он находится в правильном положении, а ленточка - это своеобразный откуп, при чем желательно, чтобы ленточка была голубая. Ну это если все правильно соблюдать. Если не голубая, то какая-нибудь светлая. Опять же - зеркальность потустороннего мира. Все что здесь светлое, там темное и наоборот.

Различается в регионах и облик домового. Как рассказала нам Вика, в центрально-русской культуре домовой выглядит, как маленькое волосатое существо с большими ступнями, худенькими руками, но при этом большими ладонями. На Юге России это существо уже одето - у него есть штанишки и подвязанная рубашечка. В Белоруссии и Украине домовой подстрижен. Так, мы можем сделать вывод, что сам облик домового безусловно зависит от развития культуры и религиозных представлений внутри региона. 

- Мифология всегда нас сопровождает, - отметила историк-славист - И даже развитая христианская культура, а покрещены мы уже более 1000 лет назад, не смогла уничтожить образ домового в нашем сознании. Он просто трансформировался.

Марина Контарева-Лехман



Новости на Блoкнoт-Морозовск
3
0