Морозовск Пятница, 19 апреля

Крест на науке в «Танаисе»: Важную историческую находку в музее просто проигнорировали

В 2002 году при раскопках так называемого Западного пригорода Танаис (раскоп XXIII), который сейчас полностью находится под современными усадьбами жителей хутора Недвиговка Ростовской области, был открыт достаточно мощный раннесредневековый слой с остатками каменных построек, хозяйственными ямами и большим числом находок. Они располагались поверх усадеб и оборонительного рва Верхнего города III-I веков до нашей эры. Об одной из самых примечательных находках читателям "Блокнот Морозовск" рассказала бывший научный сотрудник музея-заповедника «Танаис», наша с вами землячка Виктория Герасимова.

Находки позволили археологам сделать вывод о том, что этот район был заселен даже в то время, когда, как считалось раньше, Танаис окончательно прекратил существование. Район условно назвали «Недвиговка Западная». Стало понятно, что новые обитатели не стали заселять территорию античной цитадели, а, вероятно, использовали ее для добычи строительного камня. Погребения этого же времени раньше находили на древнем городском некрополе, но считали, что их могли оставлять проходившие здесь кочевники. Теперь все стало на свои места.

Одной из самых ярких находок в этом раннесредневековом слое был крест-тельник. Он каплевидный равноконечный, с расширяющимися от сердокрестия ветвями. Кто-то из студентов-практикантов на раскопе сначала даже спросил: «Это что, немецкий наградной, мальтийский?» Находка креста-тельника совсем не обычная для этих мест в это время, я не говорю уже о форме. 

Скриншот 22-06-2020 105212.png

Впервые крест был опубликован в статье С.М. Ильяшенко и Л.Ю.Нидзельницкой «Ранесредневековое поселение на территории Танаиса» в сборнике «Средневековые Древности Дона» в 2007 г. В ней авторы, вполне справедливо, отнесли эту находку к культовым предметам византийского круга производства. В качестве аналогий они привели форму для отливки каплевидных равноконечных крестов-тельников, найденную в слое VII века на территории Хесонеса, а также пряжки со штампом в виде креста из инвентаря погребений у сел Скалистое и Лучистое. Таким образом, опираясь на имеющиеся аналогии, был сделан вывод о том, что крест датируется VII веком нашей эры и происходит, по всей видимости, с территории Крымского полуострова. 

кр.jpg

Однако, при детальном рассмотрении историографической традиции, исследования иконографии раннехристианских крестов-тельников, а также изучении музейных каталогов раннехристианской медной литой пластики, стало понятно, что датировка, установленная путем проведения аналогий только лишь с предметами из Крыма, может быть ошибочной в силу малочисленности исследуемого материала. 

Меня не покидала мысль о том, что «наш крест» был изготовлен, как минимум, на 100 лет раньше, чем те, что любезно предоставили для ознакомления сотрудники историко-археологического музея-заповедника «Херсонес Таврический». Именно тогда возникла мысль «расширить географию поиска. 

Как сотрудник музея-заповедника «Танаис» я отправила официальный запрос для получения консультации у заведующей научно-исследовательским отделом Центрального музея древнерусской культуры и искусства имени Андрея Рублева (г.Москва), Гнутовой Светлане Витальевне. Через несколько дней пришел ответ. Светлана Витальевна согласилась с моей гипотезой! Я восприняла это как личную маленькую победу. В своем заключении исследовательница писала о том, что форма рассматриваемого нами креста, его стилистические особенности, могут указывают на раннехристианский период не позднее VI столетия. Перед нами так называемый «победный» крест царя Константина или «Константинов крест». 

Теперь дело оставалось «за малым» - подтвердить гипотезу практически: провести рентгенофлуресцентный анализ металла, чтобы определить его элементарный состав. В тайне еще была надежда на возможность установить точную датировку образца. Помочь в этом не простом деле вызвались сотрудники лаборатории диагностики материалов кафедры «Технологии функциональных и конструкционных материалов» Института машиностроения и автомобильного транспорта Владимирского государственного университета им. А.Г. и Н.Г. Столетовых.

В качестве испытательного оборудования использовался Рентген-флуоресцентный анализатор сплавов X-MET 3000+ (Оксфорд, Великобритания). Результаты анализа образца показали следующее: материал образца является свинцовым сплавом, а не оловянным, как считалось ранее. К сожалению, из-за отсутствия следов органики на поверхности исследуемого образца, датировку установить не удалось. Но я не отчаялась и продолжила исследования. Необходимо было найти аналогии, которые относились к V-VI векам нашей эры. На территории Крыма таких обнаружить не удалось. И тогда возникла идея обратился в поисках к материалам Кавказа и Закавказья. 

wXmPDPy9sy8.jpg

Во время съемок для телеканала "Дон Православный". Передача "Вера. События.Люди"

Единственное, что по-настоящему огорчало меня, на протяжении всей работы, это отношение администрации музея-заповедника «Танаис» к проделанному труду. Казалось бы, нужно радоваться: заключения специалистов из различных музеев страны были даны бескорыстно, дорогостоящий анализ провели бесплатно, без ущерба для экспоната, исследовательская работа проводилась научным сотрудником в «резервное» (не рабочее время). Полученные в ходе исследования результаты, могли бы принести музею новые финансовые дотации и обеспечить рекламой: самый ранний на территории области христианский крест! Но, увы, все это не интересовало дирекцию. Пока длилось исследование, мне успели выписать один выговор, отклонили предложение телекомпании «Дон Православный» на цикл передач о христианстве на Дону. Ребята успели записать только одну передачу, в которой лишь осветили предварительные результаты исследования. Рейтинг эфира был хороший, многим сюжет пришелся по душе. Многим, но не директору и ученому секретарю музея. После выхода ролика в эфир ученый секретарь обвинила меня и моих коллег в научной спекуляции и подтасовке фактов. Компания по изживанию меня из музея перешла в «горячую фазу». Докладные, доносы, сокращение зарплаты. Как вы понимаете, работать дальше в такой атмосфере было нельзя. 28 апреля 2020 года я уволилась с должности научного сотрудника музея-заповедника «Танаис» по собственному желанию.

Я уволилась, но исследование не оставила. В мае мною были получены ответы-заключения от коллег из Грузии и Армении. Они укрепили уверенность в вопросе расширения географии исследования. Сейчас удалось установить, опираясь на историографию и материалы заключений, что во второй половине V- начале VI веков с распространением христианства на территории Северного Кавказа и Закавказья исследуемая нами форма креста становиться частью раннехристианской архитектуры Армении и Грузии. Наиболее известным в этом отношении архитектурным памятником является раннехристианская базилика в селе Болниси (Грузия) - Болниский Сеон. Его строительство проходило во время правления Вахтанга I Горгасала с 478 по 493 гг. Равноконечные каплевидные кресты украшают восточных фасад храма, его своды и резные каменные капители колонн. 

4к.png

Кроме того, в фондах национального музея истории Грузии им. Симона Джанашиа хранится несколько подобных нашему крестов-тельников. Единственное, что их отличает – размер.


2крест.jpg

Второй крест из фондов Музея Херсонес


Однако аналогий, как вы видите, не много, что пока затрудняет дальнейшее исследование. Между тем, уже сейчас можно говорить о том, что оловянный крест-тельник из раскопок городища Танаис относится к типу «констаниновых крестов» - самой ранней формы креста-тельника. Кроме того, имея на руках данные из музеев Армении и Грузии, можно предположить, что «кавказское происхождение» исследуемого нами креста может быть вполне вероятным. Это заставляет нас в очередной раз вернуться к вопросу о различных путях христианизации территории юга России. Причем, в достаточно ранний период истории. Только, к сожалению, эта тема не интересна нынешним сотрудникам музея-заповедника и директору, чей памятник дал исторической науке такую важную находку. Особенно печально, что в то время, когда мы читаем о сложностях, которые сейчас некоторые учреждения культуры испытывают в общении с РПЦ, в Танаисе имеется совершенно очевидная база для взаимовыгодного сотрудничества. Музею-заповеднику даже была предложена финансовая помощь на проведение исследований христианских древностей на его территории, от которой он категорически отказался. 




Виктория Герасимова


контакты.jpg

Новости на Блoкнoт-Морозовск
4
0