Морозовск Понедельник, 04 июля
Культура, 11.08.2016 08:06

Морозовский художник и краевед ответил на часто задаваемые вопросы зрителей

Александр Михайлович Матвиенко, являясь художником и руководителем Морозовского творческого объединения «Колорит», написал статью, в которой освещает самые часто задаваемые вопросы зрителей выставок.

Как развивалось искусство живописи на Руси и в Западной Европе?

Живопись Руси и Западной Европы имеет одни Византийские корни и в средние века имела много общего. В картинах мастеров средневековья нет объёма, глубины пространства, младенцы изображались с пропорциями взрослых людей. Сюжеты картин были на библейские темы. Несмотря на все эти особенности, многие произведения этого периода считаются величайшими произведениями искусства. Икона Донской Богоматери, написанная в 1370-1380 годах, находится в величайшем собрании русской живописи Третьяковской галерее. Икону «Троица», написанную Андреем Рублёвым в 1410-1420 годах, вполне можно поставить в один ряд с величайшими произведениями западноевропейской живописи.

Когда развитие российской живописи пошло по своему собственному пути?

В XVI  веке произошли события, определившие в дальнейшем различный путь развития живописи в России и в Западной Европе.  В 1551 году состоялся Собор Русской православной церкви с участием царя Ивана Грозного и бояр. По принятому  на  Соборе  решению, состоявшему из 100 глав, он назван «Стоглавым собором». В отношение изобразительного искусства  Собором предписывалось не допускать отклонений от византийской традиции более, чем в работах Андрея Рублёва. 

В этот период в Западной Европе наступила эпоха Высокого Возрождения. В 1515-1516 годах художник Рафаэль Санти пишет по заказу Папы Льва Х, выходца из знаменитого рода флорентийских меценатов, сына Лоренца Медичи Великолепного, «Сикстинскую мадонну».  В отличие от русских икон «Сикстинская мадонна»  чудес не творила, но стала величайшим произведением искусства. В Западной Европе этого периода существовала и светская живопись. Знаменитая «Мона Лиза («Джоконда»)  Леонардо да Винчи написана в 1503 году. В русском искусстве той поры светской живописи не существовало, и сравнивать было не с чем.

«Возрождение» пришло в Россию через «окно в Европу», «прорубленное» Царём Петром I. Искусство этого периода было подражательным и постоянно стремилось «догнать» Западную Европу, которая не стояла на месте. 

Как относиться к современным направлениям в живописи?

«Торможение» в этой гонке наступило с победой в России власти большевиков, проповедовавшей  цель  устройства на земле «Царства Божьего» без Бога. Это привело к укреплению идей  мессианства России и фанатизма. Изобразительное искусство  как явление партийное  свелось к созданию злободневных плакатов.  

До сих пор стоит только упомянуть о каких-либо направлениях в искусстве, тут же находится «специалист», который заявляет, что считает глупыми почитателей «Чёрного квадрата», хотя речь шла совсем о другом.  Остаётся только удивляться мощи советской пропаганды, так «запрограммировавшей» зрителей, что они, спустя почти сто лет, повторяют положения давно устаревших споров. Сам Казимир Малевич отказался от своего «супрематизма» сразу же,  как только почувствовал угрозу попасть «на Соловки».  В дальнейшем он благополучно в издевательски примитивной манере рисовал рабочих и колхозников, проявлявших чудеса производительности труда. Уверенность современных зрителей в том, что они не понимают и не ценят геометрические композиции  Малевича и беспредметную живопись  Кандинского довольно безосновательна. Зайдите в любой магазин «Ткани» и увидите, как покупатели любуются теми самыми геометрическими и бесформенными узорами на тканях. Они отлично понимают абстрактное искусство, заявляя, что эта расцветка «весёленькая», эта «мрачная» и так далее. Значит дело только в том, что авангардисты в своё время просто попытались декоративно-прикладное искусство выдать за станковую живопись.  

Часто возникает вопрос, кого считать профессионалом, а кого дилетантом.

Термин «профессионал» употребляется и в значении «высококвалифицированный специалист», и как обозначение того, что данный вид деятельности является для человека основным источником заработка.  К. Брюллов, В. Серов преподавали в Санкт-Петербургской Академии художеств, А. Саврасов в Московском Училище ваяния и зодчества. К. Коровин был театральным декоратором. Те же, кто не имел «дополнительного заработка», как, например, И. Левитан и М. Врубель, влачили полунищенское существование.

 «Творчеством» часто называют любое рукоделие или изготовление подражательных поделок. Творчество - это процесс передачи автором своих мыслей, чувств, переживаний другим людям, создание чего-то нового, ранее не существовавшего.

Для большинства наших зрителей непонятно, почему на заграничных аукционах так дорого платят за картины Эдварда Мунка или Винсента Ван Гога. Ведь  они не имеют академически правильного рисунка и виртуозных цветовых эффектов. Здесь первостепенное значение имеет сила эмоционального воздействия на зрителей. Живопись имеет много общего с музыкой, даже термины часто одни и те же: композиция, ритм, тональность и так далее. Зрители, не принимающие абстрактную живопись, понимают музыку, которая абсолютно вся абстрактная. Посмотрите на картину с позиций восприятия музыки: мажорная или минорная тональность, спокойная плавность или нервная изломанность линий, яркие кричащие краски или нежные полутона.

Для понимания произведений искусства важно помнить, что искусство зарождалось как сакральное, то есть связанное с мистикой, религией, действо. Не только церковные росписи, но и узоры первоначально связывались с особым тайным смыслом.

Необходимо помнить, что задача художника не копировать натуру, а создавать свой образный мир. Какой бы реалистичной не казалась картина, в ней всегда присутствует вымысел. И эта переработанная художником реальность помогает зрителям лучше понять окружающую действительность.

Автор: Александр Михайлович Матвиенко

Новости на Блoкнoт-Морозовск
0
0
m2