Морозовск Суббота, 20 апреля
Культура, 20.02.2023 10:00

Куда исчез Русский танец: Морозовск в 50-70-е годы прошлого века был ведущим центром танцевальной культуры Ростовской области

Сейчас очень многие говорят о возвращении к истокам, о возобновлении традиций. Это правильно и своевременно. Как сильно не менялся бы мир, нельзя забывать о своих истоках. Не остался в стороне и наш с вами земляк, Сергей Лиманский, сын Василия Михайловича Лиманского, человека, неоднократно прославлявшего наш город в прошлом столетии. Он написал это письмо жителям нашего города и района, чтобы напомнить всем нам, что Морозовск в 50-70-е годы прошлого века был ведущим центром танцевальной культуры Ростовской области. У нас богатая история, которую обязательно нужно знать. Сергей Васильевич и сам много лет посвятил искусству (в прошлом музыкант, преподаватель, основатель большого продюсерского центра). Тем ценнее его мнение - мнение профессионала и эксперта. Приводим текст его письма полностью:

- Здравствуйте мои дорогие Земляки! Хочу сегодня поговорить с Вами о нашем русском танце. Ведь еще какие-нибудь 40 лет назад существовали целые институты, которые занимались изучением русской народной культуры, а Народные танцевальные коллективы являлись гордостью любого предприятия, или колхоза. Пришла пора поговорить о критическом состоянии исконно народного танца.

Сегодняшнее состояние русского сценического танца не может не тревожить. Из репертуара ансамблей народного танца и танцевальных групп русских народных хоров (что уж говорить о любительских коллективах!) почти исчезли многие танцы. К сегодняшнему дню – на Российской сцене нет ни одного танца лансье и почти нет кадрилей, переплясов, все меньше и меньше хороводов, все больше и больше танцев, которые порой трудно определить - к какой форме их можно отнести.

Наш Морозовск в 50-70-е годы прошлого столетия являлся ведущим Центром танцевальной культуры Ростовской области. К примеру, в коллективе ансамбля Донских Казаков города Ростова-на-Дону были уроженцами города Морозовска были до 50%, а гран-при фестивалей Ростовской области по русскому танцу традиционно было у морозовчан. В те времена танцевальным коллективом руководил Лиманский Василий Михайлович, который многие годы своей жизни посвятил русской культуре танца и казачества, был много лет ведущим танцором ансамбля Донских Казаков.





Наш коллектив, который базировался в те времена в клубе имени Героя Советского Союза Виктора Мирошниченко несколько лет подряд выступал в составе Донских Казаков в Москве, Киеве, и многих других областных центрах СССР. А Ростовскую область по приглашению Ростовской государственной филармонии объехали с концертами по нескольку раз.







Кризис ансамблей народного танца (в данном случае русского) существует, и тут ничего не попишешь. И начался он не сегодня, а в 80-е годы XX столетия. Да, именно тогда, когда ансамбли союзных и автономных республик гремели во всем своем блеске и славе. Когда концертные залы были заполнены до отказа, а на выступления некоторых коллективов можно было попасть, только пройдя через ряды конной милиции. Когда гастроли были обычным делом. Когда руководители каждой территории соревновались между собой за право иметь свой и обязательно лучший творческий коллектив, и каждое выступление своего ансамбля оценивалось по самым суровым партийным меркам. Когда строились дворцы культуры и балетные залы, выделялись деньги на костюмы, для артистов предоставлялись квартиры. Что уж говорить о руководителях! Славное было время!






Если бы в свое время Областные Дома народного творчества основной своей обязанностью считали сбор и фиксацию фольклорных танцев, как образцов народного танцевального творчества (такая работа оправдывала бы название – «Дом народного творчества»), сегодня балетмейстерам было бы очень удобно работать: пошел в библиотеку и взял, к примеру, кадриль и работай…

Повторяю: к сожалению такого не случилось. Поэтому сегодня у нас есть основной и единственный принцип изучения фольклорных танцев – из рук в руки, точнее – из ног в ноги.







ТРИ ПРИЧИНЫ ИСЧЕЗНОВЕНИЯ РУССКОГО ПЛЯСА

Сегодня имеет место парадоксальный разрыв между профессиональной танцевальной средой и собственно русскими людьми. Русский танец не погиб, он в 20 веке достиг высот своего развития.

Но есть как минимум три причины, по которым в народе танец больше не живёт.

ПЕРВАЯ ПРИЧИНА

Аристократическая русская культура, начиная с Петра Романова, пошла по пути последовательного отказа от простонародных элементов. Эту гигантскую цену мы заплатили за
"окно в Европу". Описанное Грибоедовым презрение русской знати к родному языку и шире ко всему русскому со временем спустилось и ниже. Элитарная культура всегда влияет на массовую - только опосредованно и постепенно. Если знать поёт романсы и танцует вальсы, то народ тоже однажды начнёт делать то же самое. В результате к началу 20 века популярность русского пляса, народной песни и костюма сильно пошатнулась.

ВТОРАЯ ПРИЧИНА

Русский народ в середине 20 века раскрестьянился, основная часть населения стала жить в городах и посёлках городского типа, где появились совершенно новые развлечения, вытеснившие традиционные вечорки с плясками. Поэтому прервалась традиция самовоспроизведения пляса в народной среде. Родители перестали плясать дома, дети перестали у них учиться. Чего не произошло, кстати, с кавказцами, поскольку большая доля населения Кавказа до сих по живёт в сельской местности. В кавказской семье родители пляшут народные танцы на глазах детей. Дети подражают родителям.

ТРЕТЬЯ ПРИЧИНА (ради которой я и затеял всё это рассуждение)

Утрачена культура обучения русскому танцу, то есть культура передачи профессиональных знаний простым людям. В связи с прекращением самовоспроизведения русской пляски в русских семьях, можно было бы ожидать, что эту роль возьмут на себя профессионалы - танцовщики-народники, которых специально обучают сложнейшим элементам и разновидностям русского танца.






Именно поэтому не происходит передачи навыков пляса даже тогда, когда появляются желающие ему обучиться. Если сравнивать с Кавказом, то там ребёнок год за годом изучает всего несколько простых элементов народного танца (уровень исполнения той же лезгинки среди кавказцев весьма невысок) - и ко взрослому состоянию они у него уже "в крови", то есть доведены до стадии автоматизма.







И именно в это, золотое время для коллективов, воспевающих свою землю, свой народ и пользующихся всенародной любовью зародился кризис. На утверждение, что кризис начался в 90-х годах в связи с изменениями, произошедшими с нашим государством, можно сказать, что эти изменения только ускорили, и обнажили проблемы возникшие ранее. Конечно, если бы не случились катаклизмы, ансамбли жили бы лучше, чем сегодня, но кризис все равно случился бы, он уже существовал.






И вот тогда, я уверен, мы сможем сочинять русские народные танцы, – настоящие произведения искусства, развивающие русский танец и вширь, и вглубь! И тогда мы сможем,
наконец, преодолеть кризис! Потому что появятся произведения, сочиненные на основе новых тем и идей, почерпнутых из самых глубин русского фольклора, насыщенных великой философией, где будут не ходульные типажи, а психологически разработанные образы, понятные и дорогие для каждого русского человека!






Хочу задать вопросы заведующей Культурой города Морозовска да и всему руководству города:

– Где можно записаться на кружок русского танца молодым людям?
– Есть ли хоть одни танцевальный коллектив Русской народной пляски в городе Морозовске?
– Есть ли место в городском краеведческом Музее – Людям хранившим и воспевавшим Русскую культуру и народное творчество?


Сергей Лиманский





От редакции: Сергей Васильевич поделился с "Блокнотом Морозовска" не только своими мыслями, но и архивными снимками своей семьи. Сохранилась у него и страница газеты со статьей Ольги Ивановны Кругловой о его отце.

- Статье этой почти 26 лет… "Знамя Труда", - рассказал он.




В ней говорится о Василии Михайловиче как о непревзойденном танцоре, активнейшем участнике художественной самодеятельности, с творчеством которого охотно знакомились не только морозовчане и жители Ростовской области, но и москвичи, участники Всемирного фестиваля молодежи и студентов, состоявшегося в Москве в 1957 году. На этот форум был приглашен и самодеятельный коллектив клуба имени Мирошниченко, членом которого был Василий Михайлович.




1955 год, Москва, Красная площадь




1955 год, Москва (у фонтана "Каменный цветок")



"Его задору и удали мог позавидовать любой. Не случайно все руководители творческих коллективов клуба опирались на Лиманского , который сам не только прекрасно танцевал, но и учил желающих перенять это искусство", - писала в своей статье Ольга Ивановна. 

Она упоминала также, что по воспоминаниям друзей Василия Михайловича Лиманского, он однажды на спор перетанцевал чечеточника цыганского ансамбля, который приезжал в Морозовск выступать. Это так поразило артистов, что они пригласили морозовчанина в свой ансамбль. Он отказался, оставшись верным Дону.

Любимым музыкальным инструментом Василия Михайловича был баян. Он и своим детям привил любовь к этому инструменту. Его сын Сергей окончил музыкальную школу по классу баяна. Дочь Наталью он учил сам. 

Со своей женой Клавдией Тихоновной Василий Михайлович познакомился в клубе, где проводил много времени. Они вместе пели и танцевали. Совместные концерты их сблизили, они поженились. И пронесли искреннюю любовь друг к другу и к музыке через всю свою жизнь. Дети, фактически, выросли в стенах клуба. Сын Сергей пошел по стопам отца и возглавил продюсерский центр в Волгодонске. Многие его воспитанники добились известности. Внуки тоже радовали своими успехами. Однако жизнь Василия Михайловича оборвалась из-за тяжелой болезни, он не дожил двух месяцев до своего 60-летия. На память о нем остались теплые снимки, на которых он всегда улыбался. И не менее теплая память в сердцах тех, кто учился у него и кто бывал на его концертах. 



Наталья Дровалёва


Новости на Блoкнoт-Морозовск
  Тема: История Морозовска  
2
0