Новый год,
22.12.2018 11:45
Традиция почитания рождественской ели восходит к эпохе палеолита, - морозовчанка Виктория Герасимова
Читайте также:
- Сладкий новогодний подарок: как правильно выбрать подсказали эксперты (12.12.2018 10:30)
- Можно ли оставлять светодиодные гирлянды на ночь (06.12.2018 11:49)
- Морозовчанам предложили взять ребенка из детского дома на новогодние праздники (22.11.2018 15:31)
Впервые ель, как элемент новогоднего декора, в России была использована при Петре I.
- Традиция почитания рождественской ели имеет продолжительную историю, полную загадок и тайн. Так, по мнению Владимира Николаевича Топорова – российского филолога и лингвиста, праздничное дерево представляет собой архетип, рожденный на заре человечества, в палеолите (каменном веке) - Мировое дерево, олицетворяющее все сферы мироздания: небесную – крона, земную-ствол, загробную (подземную) – корни, - отметила историк-славист Виктория Герасимова.
С течением времени культ почитания деревьев стал частью многих дохристианских религиозно-культурных традиций: греческой, римской, германской. На последней мы остановимся подробнее.
- Согласно жития святого Бонифация – христианского миссионера, проповедавшего в германских земля в VIII веке нашей эры во время его пребывания на территории одной из франкских застав, он увидел, как германцы поклоняются священному древу – величественному дубу, - рассказала Виктория корреспонденту "Блокнота Морозовска". -Дабы отвлечь людей от богопротивного действа и обратить языческий народ в лоно церкви, святой силой рук своих выкорчевывал дерево, произнеся пророчество: «Да вырастит пихта христианства на корнях срубленного дуба язычества!». Изумленные германцы расступились, дав святому возможность беспрепятственно «нести слово божие».
Святой Бонифаций, фреска. Церковь святого Бонифация - самая древняя церковь в центре Висбадена
По словам нашего специалиста, есть и другая версия. После того, как дуб упал, повредив своей кроной рядом растущие деревья, на поляне осталась лишь небольшая пихта (в некоторых версиях жития называется ель). Бонифаций расценил подобное как божественное знамение, воскликнув: «Да будет она Древом Христа!». Именно это легендарное событие, по версии немецкой католической церкви, стало толчком к началу повсеместной христианизации германских земель, в результате чего сам святой Бонифаций приобрел статус «Апостола германцев».
Позже, в эпоху религиозной реформации Германии, основоположником традиции назовут лидера протестантского движения – Мартина Лютера. Якобы, он был первым, кто поставил праздничную ель в своем доме, увидев ее тринитарную божественную природу. (прим.ред. Тринитарный догмат – учение христианской церкви о Святой Троице). К началу XVIII века обычай получил распространение по всей Европе.
- В русской традиции ель также имела сакральное значение, но оно было скорее некротическим, загробным, нежели созидательным, - объяснила Виктория. - Именно поэтому изделия из ели не принято было хранить в жилых помещениях. Их размещали в хозяйственных постройках и банях – местах нечистых, с точки зрения народных верований. Впервые ель, как элемент новогоднего декора, в России была использована при Петре I.
Согласно указу от 20 декабря 1699 года отсчет нового года в России приказано было вести по Григорианскому календарю - с 1 января от Рождества Христова: «для доброго и полезного дела впредь лета счислять в приказах, и во всяких делах и крепостях писать с нынешнего генваря с 1 числа от Рождества Христова 1700 года».
Дабы укрепить нововведение властью были учреждены сроки и порядок его празднования: «перед вороты учинить некоторые украшения от древ и ветвей сосновых, елевых и можжевеловых… чтоб то поспело ныне будущего генваря к 1 числу сего года, а стоять тому украшению генваря по 7 день того ж 1700 года.».
Первый лист указа 1699 года о введении на Руси нового года 1 января 1700 года
- Как следует из текста указа, речь шла лишь об украшении фасадов домов, площадей и городских улиц, - рассказала Виктория Герасимова. - Тем не менее и эта традиция не сразу была принята русским народом. В большинстве случаев ее потребителями являлись дворянство и жители крупных городов Российской Империи. В общепринятом понимании ель, как полноценный символ, украшенная игрушками и гирляндами, появилась в русских домах лишь в 40-х годах XIX века. Доподлинно неизвестно в следствии чего это произошло. Ряд исследователей связывает это с идеями романтизма, нашедшими свое отражение в работах популярных в России немецких литераторов, таких как Теодор Гофман: «Щелкунчик и крысиный король» (русское название «Щелкун орехов».) Красочно описанные, яркие, праздничные рождественские ели, по-видимому, вызывали неподдельный интерес у русского читателя, что, могло стимулировать потребительский рынок. В частности, в 40-е годы XIX века на полках кондитерских и булочных крупных городов России начинают появляться «прелестные немецкие елки, убранные сладостями», а уже к середине XIX века, в отечественной литературе мы находим отражение повсеместно распространённой традиции: Ф.М.Достоевский «Елка и свадьба», Д.В.Григорович «Антон-Горемыка».
Первая публичная праздничная ель в Российской Империи была установлена в здании Екатеринографского вокзала города Санкт-Петербурга в 1852 году. С этого момента ель навсегда закрепилась в качестве главного символа русского нового года, хотя несколько раз оказывалась под государственным запретом.
Фото начала XX века. Как встречали Новый год в Российской Империи
- Впервые елочку запретил священный Сенод в годы Первой мировой войны (1914 год). Главным аргументом священнослужителей стало «неприятие и настороженность ко всему иноземному, возвращающему христиан к языческим традициям». После революции, советская власть запрет на использование праздничной ели, в качестве символа Нового года, не сняла, объясняя это «пережитками царизма и церковным мракобесием». Спас елочку советский пропагандист и публицист Павел Петрович Постышев, опубликовав в газете «Правда» 28 декабря 1935 года, заметку о «советской детской праздничной елке». Так, праздничная ель вернулась в дома уже советских граждан. Отныне на ее вершине красовалась не рождественская, а красная советская звезда, которая, возможно, у кого-то из читателей все еще лежит в коробке с елочными игрушками, - рассказала историк Виктория Герасимова.
Советский публицист Павел Петрович Постышев
Новости на Блoкнoт-Морозовск
- Традиция почитания рождественской ели имеет продолжительную историю, полную загадок и тайн. Так, по мнению Владимира Николаевича Топорова – российского филолога и лингвиста, праздничное дерево представляет собой архетип, рожденный на заре человечества, в палеолите (каменном веке) - Мировое дерево, олицетворяющее все сферы мироздания: небесную – крона, земную-ствол, загробную (подземную) – корни, - отметила историк-славист Виктория Герасимова.
С течением времени культ почитания деревьев стал частью многих дохристианских религиозно-культурных традиций: греческой, римской, германской. На последней мы остановимся подробнее.
- Согласно жития святого Бонифация – христианского миссионера, проповедавшего в германских земля в VIII веке нашей эры во время его пребывания на территории одной из франкских застав, он увидел, как германцы поклоняются священному древу – величественному дубу, - рассказала Виктория корреспонденту "Блокнота Морозовска". -Дабы отвлечь людей от богопротивного действа и обратить языческий народ в лоно церкви, святой силой рук своих выкорчевывал дерево, произнеся пророчество: «Да вырастит пихта христианства на корнях срубленного дуба язычества!». Изумленные германцы расступились, дав святому возможность беспрепятственно «нести слово божие».
Святой Бонифаций, фреска. Церковь святого Бонифация - самая древняя церковь в центре Висбадена
По словам нашего специалиста, есть и другая версия. После того, как дуб упал, повредив своей кроной рядом растущие деревья, на поляне осталась лишь небольшая пихта (в некоторых версиях жития называется ель). Бонифаций расценил подобное как божественное знамение, воскликнув: «Да будет она Древом Христа!». Именно это легендарное событие, по версии немецкой католической церкви, стало толчком к началу повсеместной христианизации германских земель, в результате чего сам святой Бонифаций приобрел статус «Апостола германцев».
Позже, в эпоху религиозной реформации Германии, основоположником традиции назовут лидера протестантского движения – Мартина Лютера. Якобы, он был первым, кто поставил праздничную ель в своем доме, увидев ее тринитарную божественную природу. (прим.ред. Тринитарный догмат – учение христианской церкви о Святой Троице). К началу XVIII века обычай получил распространение по всей Европе.
- В русской традиции ель также имела сакральное значение, но оно было скорее некротическим, загробным, нежели созидательным, - объяснила Виктория. - Именно поэтому изделия из ели не принято было хранить в жилых помещениях. Их размещали в хозяйственных постройках и банях – местах нечистых, с точки зрения народных верований. Впервые ель, как элемент новогоднего декора, в России была использована при Петре I.
Согласно указу от 20 декабря 1699 года отсчет нового года в России приказано было вести по Григорианскому календарю - с 1 января от Рождества Христова: «для доброго и полезного дела впредь лета счислять в приказах, и во всяких делах и крепостях писать с нынешнего генваря с 1 числа от Рождества Христова 1700 года».
Дабы укрепить нововведение властью были учреждены сроки и порядок его празднования: «перед вороты учинить некоторые украшения от древ и ветвей сосновых, елевых и можжевеловых… чтоб то поспело ныне будущего генваря к 1 числу сего года, а стоять тому украшению генваря по 7 день того ж 1700 года.».
Первый лист указа 1699 года о введении на Руси нового года 1 января 1700 года
- Как следует из текста указа, речь шла лишь об украшении фасадов домов, площадей и городских улиц, - рассказала Виктория Герасимова. - Тем не менее и эта традиция не сразу была принята русским народом. В большинстве случаев ее потребителями являлись дворянство и жители крупных городов Российской Империи. В общепринятом понимании ель, как полноценный символ, украшенная игрушками и гирляндами, появилась в русских домах лишь в 40-х годах XIX века. Доподлинно неизвестно в следствии чего это произошло. Ряд исследователей связывает это с идеями романтизма, нашедшими свое отражение в работах популярных в России немецких литераторов, таких как Теодор Гофман: «Щелкунчик и крысиный король» (русское название «Щелкун орехов».) Красочно описанные, яркие, праздничные рождественские ели, по-видимому, вызывали неподдельный интерес у русского читателя, что, могло стимулировать потребительский рынок. В частности, в 40-е годы XIX века на полках кондитерских и булочных крупных городов России начинают появляться «прелестные немецкие елки, убранные сладостями», а уже к середине XIX века, в отечественной литературе мы находим отражение повсеместно распространённой традиции: Ф.М.Достоевский «Елка и свадьба», Д.В.Григорович «Антон-Горемыка».
Первая публичная праздничная ель в Российской Империи была установлена в здании Екатеринографского вокзала города Санкт-Петербурга в 1852 году. С этого момента ель навсегда закрепилась в качестве главного символа русского нового года, хотя несколько раз оказывалась под государственным запретом.
Фото начала XX века. Как встречали Новый год в Российской Империи
- Впервые елочку запретил священный Сенод в годы Первой мировой войны (1914 год). Главным аргументом священнослужителей стало «неприятие и настороженность ко всему иноземному, возвращающему христиан к языческим традициям». После революции, советская власть запрет на использование праздничной ели, в качестве символа Нового года, не сняла, объясняя это «пережитками царизма и церковным мракобесием». Спас елочку советский пропагандист и публицист Павел Петрович Постышев, опубликовав в газете «Правда» 28 декабря 1935 года, заметку о «советской детской праздничной елке». Так, праздничная ель вернулась в дома уже советских граждан. Отныне на ее вершине красовалась не рождественская, а красная советская звезда, которая, возможно, у кого-то из читателей все еще лежит в коробке с елочными игрушками, - рассказала историк Виктория Герасимова.
Советский публицист Павел Петрович Постышев
Новости на Блoкнoт-Морозовск