Морозовск Суббота, 27 апреля

17-летний парень из Морозовского района перед уходом на фронт спас деревню от голодной смерти

Эта история о нашем земляке стала известна благодаря настойчивости его племянника и поисковика, который ему помог найти могилу родственника.

Врач из Ростова-на-Дону Олег Гриценко очень хотел найти место захоронения своего дяди. Он воспользовался вполне современным способом поиска информации - через Интернет. Ему помог поисковик калининградского отряда «Совесть» Павел Бураченко, у которого есть свой канал на Youtube, где он выкладывает отчеты из экспедиций.

- Мне написал один из подписчиков и попросил помочь, - рассказал Павел корреспонденту "Комсомольской правды". - В Восточной Пруссии у него в феврале 1945 года пропал дядя Владимир Ильич Павленко. Олег попросил меня выяснить, есть ли где-то в Калининградской области его могила.

Павел Бураченко вместе со своей женой провел мониторинг различных баз данных, и вскоре они нашли место захоронения Владимира Павленко.

- Погиб он, как мы выяснили, в феврале 1945 года в деревне Крагау, - рассказал Павел. - В том же месте он после боя был похоронен, после чего его останки были перенесены в поселок Русское (у немцев он назывался Гермау). Мы съездили к памятнику, все сфотографировали и переслали снимки Олегу, а он нам прислал фото своего дяди. Мы ее распечатали и сейчас собираемся еще раз в Русское съездить, чтобы приклеить фото рядышком.

Владимир жил в деревне Павловка (Костино-Быстрянский сельсовет, Морозовский район). В 1941 году на фронт ушел его старший брат Иван. Владимиру тогда было всего 15 лет. В июле 1942 года весь Морозовский район Ростовской области был оккупирован. За полгода оккупации семье Павленко пришлось пережить много трудностей. Были среди них и и принудительные работы на строительстве немецких оборонительных сооружений.

- Мне бабушка рассказывала, как немцы ее вместе с другими жителями отправили за деревню рыть окопы и противотанковые рвы, несмотря на то, что она была беременной, она вынашивала мою маму, - рассказал Олег Гриценко. – Румынский солдат на этих работах ударил ее прикладом в живот. Правда, увидевший это немецкий офицер дал затрещину румыну и отправил мою бабушку домой. Может, это и спасло ребенка, моя мама родилась здоровой.

Владимир Павленко был шестым в семье (всего детей было 10, но четверо умерли совсем малышами). На фронт он отправился в 17 лет, умышленно прибавив себе год. Перед тем, как отправиться на войну он успел сделать то, что спасло его маму, братьев и сестер от голодной смерти. Да и не только их.

- Как мне бабушка рассказывала, Володя был инженерным парнем, - вспоминает Олег Гриценко. - Когда Паулюс в Сталинграде сдался, и немцев прогнали, он в 1943 году соорудил мельницу, чтобы в деревне не голодали. Все колхозники ходили к нему и пользовались этой мельницей. Остатки муки он собирал, и этого хватало для поддержки семьи. Я, конечно, не понимаю, как это можно было соорудить, он же пацаном совсем был еще.

А неподалеку от Морозовского района в это время воевал с фрицами старший брат Владимира - Иван Павленко. Он был хорошим механиком, поэтому его отправили перебирать танковые двигатели в 18-й армейский ремонтно-восстановительный батальон. Иван понимал, что Владимир дома не усидит и отправится на фронт. Во время отпуска он уговорил младшего брата пойти к нему в рембат.

- Иван знал, что если Володька пойдет к нему в батальон, то он выживет, перелом-то в войне уже наступил, - рассказал Олег. – Но не сложилось. В итоге, старший брат, хоть и тяжело больным, но вернулся домой, а младший погиб в Восточной Пруссии.

Боевой путь Владимира Павленко был коротким, но трудным: 7 января 1944 года призван в армию, после распределения попал в 555-й минометный полк (39-я армия) на Западный фронт. 24 апреля 1944 года фронт был переименован в 3-й Белорусский. Шла подготовка к крупнейшей за всю Вторую Мировую войну Белорусской стратегической наступательной операции «Багратион».

23 июня после мощной артподготовки начался прорыв, уже 25 июня к юго-западу от Витебска 39-я армия соединилась с 43-й, заперев в «котел» 53-й армейский корпус генерала пехоты Фридриха Голльвитцера (сам генерал попал в плен вместе с начальником штаба корпуса и двумя командирами пехотных дивизий). А 27 июня от немцев был освобожден Витебск.

В октябре 1944-го минометный полк Владимира Павленко уже стоял на границе с Восточной Пруссией. Утром 17 октября гвардейцы 17-й, 19-й и 91-й стрелковых дивизий под прикрытием артиллеристов и минометчиков перешли реку Шервинта на открытой местности, сразу атаковав противника. За день было отбито пять контратак, и к вечеру захвачены поселки Гоберишкен, Гетткантен, Самелукен и Гринцфельде.

Бой был страшным и кровопролитным. Особенно трудно было брать бетонные ДОТы, защитники которых сражались с упорством обреченных. 

В феврале 1945 года 5-й стрелковый корпус получил задачу отрезать пути отступления немцев от Кёнигсберга к Пиллау (Балтийску). Но помешать группировке противника, двигавшейся со стороны Фишхаузена (Приморска) навстречу группировке, прорывающейся из Кёнигсберга, не вышло. Утром 19 февраля гитлеровцы начали прорыв при поддержке танков и самоходок. Прорыв удался. С 19 по 26 февраля немцы подвинули советские соединения и отбили территорию площадью 16 квадратных километров. Потери с обеих сторон были тяжелые. 

Именно во время этого прорыва в районе поселка Крагау (Прохладное) погиб и наш земляк, минометчик Владимир Павленко. Его похоронили в южной части поселка в одной могиле с шестью соратниками. Позже их останки перенесли в поселок Русское. На одной из табличек мемориального комплекса есть и фамилия ефрейтора Павленко. 




Новости на Блoкнoт-Морозовск
1
0