Календарь Морозовска: 105 лет назад родился разработчик одного из основных самолётов Великой Отечественной войны
Читайте также:
- Знаменитому морозовчанину Петру Дейнекину открыли памятник на Федеральном военном кладбище в Мытищах (20.08.2018 11:47)
- Уроженец Морозовска Константин Ремчуков возглавил избирательный штаб мэра Москвы (18.06.2018 11:28)
- В штабе гестапо на улице Истомина в Морозовске зверски замучили известных земляков (11.02.2017 11:47)
Сергей Лещенко появился на свет 13 января 1904 года (31 декабря 1903 года по старому стилю) в станице Морозовской, Области войска Донского, ныне - Ростовской области.
Из 70 лет жизни 45 лет были отданы инженерному делу. Наш земляк по заданию Народного комиссара тяжёлой промышленности Серго Орджоникидзе стал начальником проектной конторы в США (Детройт), где по его собственным словам, "под видом бизнесмена и родственника белоэмигранта занимался "добычей" (с целью доставки в СССР) проектно-технической документации для будущего строительства Челябинского тракторного завода". Потом в Челябинске - начальником монтажного управления завода, начальником кузнечно-прессового, механосборочного цехов, начальником производства, главным инженером и, наконец, заместителем технического директора завода).
38 лет Сергей Лещенко работал в авиационной промышленности. Директор крупнейших авиационных заводов: авиационно-металлургического, самолетостроительного, ракетостроительного.
В 1937 году, как и многие другие ученые, побывавшие заграницей, Лещенко был обвинён в шпионаже и вредительстве и подвергся аресту. В августе 1938 года его отправили в Бутырскую тюрьму в Москве, затем перевели в Болшево Московской области, где он работал в так называемой "шарашке" НКВД - ЦКБ-29 сектора опытного самолётостроения. Там он был заместителем главного конструктора Владимира Михайловича Петлякова занимался разработкой и созданием двухмоторного скоростного пикирующего бомбардировщика Пе-2, принятого на вооружение и ставшего одним из основных самолётов в период Великой Отечественной войны.За заслуги в создании этого самолёта Сергей Лещенко был выпущен на свободу, а также восстановлен в Партии. С 1940-го по 1942 год работал Главным инженером авиазавода № 23, после в разные года руководил несколькими заводами в качестве директора. При его руководстве были выпущены турбореактивные бомбардировщики Ту-12,
Ту-14, тяжелый четырёхмоторный бомбардировщик Ту-4. Лещенко способствовал организации опытного производства ОКБ-23 и созданию первого отечественного стратегического турбореактивного самолета М-4.
С 1952 года Лещенко был первым заместителем министра авиационной промышленности СССР по ракетному вооружению. С 1958 года он принимал участие в работе Комиссии Президиума ЦК КПСС по военно-промышленным вопросам, занимался организацией мероприятий по обеспечению выпуска ракет Р-7, Р-12, Р-11, средств системы С-75, материалов, оборудования и комплектующих этих изделий. Наш земляк также принимал участие в обеспечении испытаний экспериментального комплекса средств противоракетной обороны (ракет Р-2, Р-5, Р-5М и Р-12), был одним из кураторов производства твердотопливных ракет.
С декабря 1957 года по октябрь 1963 года Сергей Михайлович являлся первым заместителем Председателя Государственного комитета по авиационной технике, а с 1964 года и до конца жизни возглавлял Научно-исследовательский институт технологии и организации производства авиационной технологии.
Был награжден четырьмя орденами Ленина, орденом Октябрьской Революции, орденом Трудового Красного Знамени, медалями.
Помимо других заслуг, доктору технических наук, инженер-полковнику Сергею Михайловичу Лещенко принадлежит свидельство на изобретение электровоздушного агрегата для нагрева изделий под закалку, полученное в 1949 году вместе с М.Г. Хашиным.