Морозовск Понедельник, 19 апреля

Календарь Морозовска: 105 лет назад родился разработчик одного из основных самолётов Великой Отечественной войны

В станице Морозовской (ныне город Морозовск) ровно 105 лет назад родился ученый Сергей Михайлович Лещенко.

Сергей Лещенко появился на свет 13 января 1904 года (31 декабря 1903 года по старому стилю) в станице Морозовской, Области войска Донского, ныне - Ростовской области.

Из 70 лет жизни 45 лет были отданы инженерному делу. Наш земляк по заданию Народного комиссара тяжёлой промышленности Серго Орджоникидзе стал начальником проектной конторы в США (Детройт), где по его собственным словам, "под видом бизнесмена и родственника белоэмигранта занимался "добычей" (с целью доставки в СССР) проектно-технической документации для будущего строительства Челябинского тракторного завода". Потом в Челябинске - начальником монтажного управления завода, начальником кузнечно-прессового, механосборочного цехов, начальником производства, главным инженером и, наконец, заместителем технического директора завода).

38 лет Сергей Лещенко работал в авиационной промышленности. Директор крупнейших авиационных заводов: авиационно-металлургического, самолетостроительного, ракетостроительного. 

В 1937 году, как и многие другие ученые, побывавшие заграницей, Лещенко был обвинён в шпионаже и вредительстве и подвергся аресту. В августе 1938 года его отправили в Бутырскую тюрьму в Москве, затем перевели в Болшево Московской области, где он работал в так называемой "шарашке" НКВД - ЦКБ-29 сектора опытного самолётостроения. Там он был заместителем главного конструктора Владимира Михайловича Петлякова занимался разработкой и созданием двухмоторного скоростного пикирующего бомбардировщика Пе-2, принятого на вооружение и ставшего одним из основных самолётов в период Великой Отечественной войны. 

За заслуги в создании этого самолёта Сергей Лещенко был выпущен на свободу, а также восстановлен в Партии. С 1940-го по 1942 год работал Главным инженером авиазавода № 23, после в разные года руководил несколькими заводами в качестве директора. При его руководстве были выпущены турбореактивные бомбардировщики Ту-12,
Ту-14, тяжелый четырёхмоторный бомбардировщик Ту-4. Лещенко способствовал организации опытного производства ОКБ-23 и созданию первого отечественного стратегического турбореактивного самолета М-4. 

С 1952 года Лещенко был первым заместителем министра  авиационной промышленности СССР по ракетному вооружению. С 1958 года он принимал участие в работе Комиссии Президиума ЦК КПСС по военно-промышленным вопросам, занимался организацией мероприятий по обеспечению выпуска ракет Р-7, Р-12, Р-11, средств системы С-75, материалов, оборудования и комплектующих этих изделий. Наш земляк также принимал участие в обеспечении испытаний экспериментального комплекса средств противоракетной обороны (ракет Р-2, Р-5, Р-5М и Р-12), был одним из кураторов производства твердотопливных ракет.

С декабря 1957 года по октябрь 1963 года Сергей Михайлович являлся первым заместителем Председателя Государственного комитета по авиационной технике, а с 1964 года и до конца жизни возглавлял Научно-исследовательский институт технологии и организации производства авиационной технологии.

Был награжден четырьмя орденами Ленина, орденом Октябрьской Революции, орденом Трудового Красного Знамени, медалями.

Помимо других заслуг, доктору технических наук, инженер-полковнику Сергею Михайловичу Лещенко принадлежит свидельство на изобретение  электровоздушного агрегата для нагрева изделий под закалку, полученное в 1949 году вместе с М.Г. Хашиным.



Новости на Блoкнoт-Морозовск
0
0
Народный репортер + Добавить свою новость

Топ 10 новостей

ПопулярноеОбсуждаемое