Морозовск Четверг, 02 мая
Общество, 09.05.2021 15:05

Морозовчанка поделилась воспоминаниями своей бабушки Антонины Аркадиевны Артёмовой о кошмаре, который позже превратился ад на земле

Эту историю рассказала "Блокноту Морозовска" в своем письме Наталия Петрина.


Война – какое страшное слово, под ним всегда скрывается агония и ужас. Страх, пробирающий до самых костей, оставляя только одну мысль – Выжить…

Эти события произошли не понаслышке, а в реальной жизни. В жизни моей бабушки – Артёмовой Антонины Аркадиевны, родившаяся 5 октября 1938 года в семье рабочих. С самого детства проживала в селе Зарубинцы, Монастырский район, Черкасская область. Это было большое село, наполненное длинными улицами с обширными дворами. Отец- Белоус Аркадий, в то время был работником паспортного стола, вступивший в коммунистическую партию, а мама – Белоус Анастасия, простой рабочей на селе. Семья была большая – пять человек. Кроме родителей, бабушки, были младшие сестрёнка Лиза и братишка Павлик. Все жили в обычной хатёнке, топленой дровами, но спокойствие длилось не долго…

Тогда моей бабушке было три года, когда начался кошмар, который позже превратился ад на земле.

С началом Великой Отечественной войны, отца призвали на фронт добровольцем, а матери пришлось защищать нас от напастей пришедших в наш дом. В 1942 году наш посёлок оккупировали немцы. Семье пришлось не сладко. Пришлось выживать в тяжёлых на тот момент условиях… Голод… холод…

Дети, никогда не знавшие таких слов, столкнулись с вынужденными ограничениями, которые приводили к постоянным простудным заболеваниям.

Из воспоминаний бабушки:

«…я помню, когда пришли «эти» люди… мама позже мне объяснила, что это немцы...»

С приходом зимы становилось в доме холодно, из дома не выйти. Немцы безжалостно обстреливали деревню, поэтому в домах не было стёкол в окнах. Приходилось закрывать их чем попало, но этого на долго не хватало.

«… когда стреляли немцы, мы ложились на пол, чтоб не попасть под выстрел.»

Грабили безнаказанно население, забирали скот, насильно забирали из домов молодых девушек для плотских утех, заставляли копать окопы и сооружать блиндажи. Убивали всех, кто хоть как-то проявлял сопротивление.

1943 год. В тот период бабушке Антонине исполнилось шесть лет. Одним осенним вечером покою в доме пришёл конец. Никто не думал, что может быть ещё страшнее, нежели ранее… в дом вломились немцы…

Из воспоминаний бабушки:

«…их было много… с ними была мама, я видела, как она старалась сдерживать слёзы. Немцы толкали её вперёд «штыком» в спину, требуя отыскать отца…

Потом вломился отец, я только помню, как мама открыла окно и со мною на руках и с братом и сестрой прыгнула в реку Гнилой Тикич. Были слышны выстрелы, не знаю сколько мы сидели… позже к нам из окна спрыгнул папа и мы бежали в лес…»

Тогда никто не думал о голоде и о холоде, хотелось лишь выжить любой ценой, несмотря ни на что. Так они добежали до села Адамовка, Киевская область.

Граница с Киевской областью проходила через лес. Там оседали «Красные», в месте, где мирный народ был под защитой.

«… солдаты нас приняли хорошо. Приносили нам солдатский хлеб, напоили чаем, дали ночлег.»

В деревне все были друг за друга, ни один не оставался без дела. Тогда отец ушёл добровольно на фронт партизаном. Мама осталась с ними там же, в селе. Периодически приходили о отца письма. Надеялись на скорое возвращение.

«…над головами не переставая летали самолёты, стреляли и днём, и ночью…»

Не смотря на военное положение, даже маленький ребёнок не оставался без присмотра. Были дети, которые потеряли родных на полях войны, и оставшиеся совершенно одни, их принимали в другие семьи, или же воспитывались в детских домах.

С самого утра детей со всего села собирали в одном доме, словно в детском садике, женщины по очереди сменяли друг друга, чтоб присматривать за детьми, вплоть до самого вечера. Пока другие матеря трудились в окопах.

Становилось холоднее, несмотря на это здесь было спокойнее, чем в родных землях.

Так прошла осень, затем зима…

«К весне 1944 года «Красные» вошли в наше село, к тому времени немцы покинули эти земли. Многие, кто в разгар бомбёжки сбегал со своих домов в одной рубашке, смогли вернуться в полуразрушенные, но родные дома.

В 1945, отец вернулся с войны, весь в ранах, без руки, побита спина, зато живой…»

Вскоре дали ему инвалидность II группы. Когда всё успокоилось, и село зажило мирной жизнью, отец стал работать в Сельсовете.

Несмотря на мирное положение, был голод. Стали понемногу возвращаться к обычной жизни, совместно с жителями стали восстанавливать всё, что разрушила война. Помогали друг другу чем могли, чтоб хоть как-то выкинуть из головы весь кошмар прожитых лет.

_____________

Сколько не думай об этом, это то, о чём никогда не нужно забывать. Помнить родных и близких, склонивших головы в кровожадный и жестокий период нашей истории. Тех, кто оберегает мирное небо над головой. Помнить и чтить подвиги наших дедов и прадедов и героизме трудящихся, стоящими у станка, днями и ночами иссыхая от усталости во имя Победы.


Наталия Петрина, материал из семейного архива.



kontakty.jpg

Новости на Блoкнoт-Морозовск
0
0