Как в станице Морозовской казнили священномученика казака Николая Попова
Читайте также:
- Местом последней битвы князя Игоря с половцами могла быть река Быстрая (07.07.2016 08:12)
- Как чудесный зеленый клин стал "Басовкой" (06.07.2016 08:11)
- Можно вот сейчас в такое поверить, что я такое пережила, - воспоминания Ольги Бовиной похожи на сценарий для фильма (05.04.2018 13:34)
На погребение мученика Николая Попова в июне 1919 года пришел весь хутор Верхнегнутов.
…Первый раз в конце марта отец Николай вышел из дома, чтобы в храме напутствовать прихожан Святыми Тайнами. Он заглянул в хуторское правление, где заседали большевики, в кооперативы, напутствовал несколько человек. К вечеру того же дня он вернулся усталый, но отдохнуть ему не пришлось. Хуторской ревком постановил произвести у отца Николая обыск и арестовать его вместе с двумя известными местными жителями (последних расстреляли в тот же день). Во время обыска в доме отца Николая комиссар по прозвищу Махор увидел на стене фотографию его брата - походного атамана Петра Харитоновича Попова. Этого было достаточно, чтобы посадить священника в «тигулевку» (хуторскую камеру для арестантов). Приближался праздник Благовещения Пресвятой Богородицы, и, готовясь к нему, батюшка попросил принести Евангелие, прибил на стену иконочку, превратив темницу в дом Божий. Здесь он и молился с несколькими арестованными стариками. К месту его заточения потянулись подводы - казаки приезжали за священником, чтобы он напутствовал умиравших от тифа. Под строгим конвоем батюшку возили три дня от больного к больному.
Вскоре хуторскому комиссару Махору, до 1917 года занимавшемуся извозом и не раз евшему хлеб батюшки, надоело возиться с ним. 23 марта он отправил своего арестанта на станцию Морозовскую, где находился в то время окружной ревтрибунал. В своем прощальном письме священномученик Христов с удивительным мужеством писал своим родным, чтобы те простили все своим врагам, простили и его мученическую смерть. Прощаясь с супругой из окна здания ревтрибунала, отец Николай показал рукой на песок. Это означало, что его ожидала смерть на песчаном карьере недалеко от станции Морозовской.
Он был казнен 26 марта (ст. стиль) 1919 года. Только в июне, после освобождения округа от красных, дочь Зинаида смогла отыскать тело мученика Христова среди сотен, казненных на «песках» людей. Она опознала отца по одной единственной примете: отсутствию мизинца на левой руке. Его голова была разбита, а шея рассечена сабельным ударом. Тело священномученика Николая по решению хуторского общества было погребено, за алтарной частью верхнегнутовского храма, рядом с могилой другого священника. А в самой церкви прихожане поместили погрудный портрет любимого пастыря. Хранил память о сыне и Харитон Иванович Попов, бережно собравший в своем архиве письма отца Николая. Этот бесценный источник помог дополнить живой облик христолюбивого пастыря.
…Нам (комиссии прим. ред.) удалось найти документ, подтверждающий обстоятельства казни и захоронения священномученика Николая Попова. Это «Сводка сведений о злодеяниях и беззакониях большевиков № 23 от 28 июля 1919 г.», составленная Отделом пропаганды Особого совещания при Главнокомандующем вооруженными силами на Юге России (белогвардейская армия). В данной Сводке сообщается: «Дон. Станица Морозовская. 5 июля в станице Морозовской погребено 200 трупов, преимущественно местных жителей, замученных большевиками. В числе жертв - 10 женщин, 3 священника: о. Николай Попов, о. Агафон Горин, о. Александр Карапчов и отец, мать и сестра полковника барона Медема. Несчастные жертвы были страшно изрублены и все, за исключением женщин, обнажены».
В Сводке за № 17 от 12 июня 1919 г. говорится: «По показаниям жителей станицы Морозовской, большевики производили казни главным образом холодным оружием: отрубали головы, руки, распарывали грудь и животы ... В бытность большевиков в станице Морозовской председатель и члены ревкома убивали под видом борьбы с контрреволюцией отдельных лиц, контрреволюционная деятельность которых, безусловно, не была доказана. В возмутительной форме приводились в исполнение приговоры. Осужденных рубили шашками и прикалывали штыками» (из сб.: Красный террор в годы Гражданской войны: По материалам Особой следственной комиссии по расследованию злодеяний большевиков / под ред. Ю. Фельштинского и Г. Чернявского. - М.: ТЕРРА-Книжный клуб, 2004. - С. 275, 261-262). Это объясняет факт отсутствия пулевых пробоин на черепе казненного священномученика, а также то обстоятельство, что детали священнического облачения при перезахоронении были не одеты на тело, а сложены рядом или накинуты.
По воспоминаниям старожилов, на погребение мученика в июне 1919 года пришел весь хутор, все его жители подошли к могиле и бросили в нее по горсти земли.
- Нас-то детей к самой могиле сначала не подпускали, - рассказала Евдокия Михеевна Дудакова. – Собрался весь народ, и каждый бросил в могилу горсть земли. Уж очень его любили - скромный был, с детьми много занимался. Я сама с его дочерьми пела в церковном хоре. А всего у них с матушкой четверо детей было - тоже такие не горделивые. После уже, похоронив супруга, матушка с детьми уехали из хутора.
Фрагмент взят из книги из серии «Подвижники веры земли Волгоградской»
Новости на Блoкнoт-Морозовск