Краеведческий музей,
06.06.2022 15:32
Мемориальную доску летчикам-героям открыли в Морозовском районе
Читайте также:
- Как погиб летчик сбитого 8 января 1943 года около хутора Алексеева самолета (08.01.2022 14:43)
- "Крылатая станица": авторы единственной книги об истории авиации Морозовска рассказали о том, как собирали для нее материал (25.08.2021 13:06)
- 559-й бомбардировачный авиаполк установил ограду и посадил дерево у памятника погибшего летчика Александра Штырлова (29.04.2021 16:00)
- Место гибели советского летчика Василия Сухина нашли краеведы и поисковики в Морозовском районе (14.02.2020 13:20)
- Более 6000 километров пролетели военные летчики из Морозовска с дозаправками в воздухе (07.04.2017 11:35)
3 июня в поселке Комсомольском Морозовского района торжественно открыли мемориальную доску членам экипажа самолета Ил-4, разбившегося у аэродрома хутора Вишневка в этот же день ровно 80 лет назад.
О нем в своей книге "Крылатая станица" рассказали морозовские краеведы (Константин Камышан, Павел Украйченко, Владимир Рыжак, Елена Донскова) по воспоминаниям единственного выжившего после той катастрофы члена экипажа - сержанта Владимира Моисеева, которые записал его правнук Макар.
В ночь со 2 на 3 июня Ил-4 возвращался с боевого задания на харьковском направлении, где располагалось множество немецких войск и эшелонов. При бомбежке снаряд зенитной батареи немцев попал в правый мотор самолета. На левом, со снижением долетел до своего аэродрома. Но сесть экипаж не успел: мотор затянул на повороте, крыло задело землю, и самолёт взорвался. Трое членов экипажа погибли. Только Владимир Моисеев чудом остался жив. Его отбросило взрывной волной в сторону и, вероятно, его левый бок был облит бензином. Он горел, голова была пробита. Сослуживцы его подобрали в бессознательном состоянии и отвезли в Ростов. В госпитале Моисеева посчитали положили в палату «смертников» (туда свозили мертвых и умирающих). Его по невнимательности посчитали мертвым и чуть было не похоронили. Лишь пожилая уборщица была уверена, что он жив. Она побежала к начальнику госпиталя, упала, плача, перед ним на колени: "Зачем вы хороните молодого лейтенанта? Он же живой!". В кабинете были комиссар и главный врач госпиталя. Они не поверили женщине, но та смогла их убедить взглянуть на "погибшего" снова. Между жизнью и смертью летчик провел 10 суток, а на одиннадцатый день пришел в себя. Еще три месяца он был в беспомощном состоянии. Как и другие раненые, он был эвакуирован, причем его перевозили несколько раз, пока он не оказался в совхозе "Аликоновка" (город Кисловодск). Местная жительница во время оккупации прятала Владимира от немцев, кормила и ухаживала за ним. Только через три месяца он смог передвигаться с помощью костылей. После прихода наших частей летчик попал в госпиталь в городе Кисловодске. Потом долечивался в Сураханах в Азербайджане. В общей сложности он провел в госпиталях 1 год и 8 месяцев. И, хотя его признали непригодным к летной службе, он всё же попал на штабную работу оперативным дежурным в 153-й авиагарнизон, и даже смог ещё полетать штурманом. В июне 1945-го года авиаотряд направили на Дальний Восток. После войны Владимир Николаевич вернулся домой живым, но с инвалидностью. Он дожил до 2000 года и был похоронен в Ульяновской области.
Что касается погибших членов экипажа, то старших лейтенантов Карпа Мироновича Марченко, Алексея Андреевича Сергеева и сержанта Ивана Константиновича Кудинова захоронили на кладбище хутора Вишневка. В 1964 году их останки были перенесены в братскую могилу поселка Комсомольского. Документов об этом не сохранилось, но память людская помогла установить, кто здесь похоронен. А ведь, как установили наши краеведы, эти люди были настоящими героями.
"В войне участвовали с первых её дней. Совершали вылеты в глубокие тылы на бомбежку скопления войск и техники. Каждый вылет бомбардировщика в тыл врага был сопряжён с огромными трудностями и большим риском", - отмечено к книге "Крылатая станица".
За три недели до катастрофы командира самолета Марченко и стрелка-радиста Моисеева представили к награждению орденами Красной Звезды. Но получить свои награды они не успели: Марченко третьего июня погиб, а Моисеев оказался в госпитале.
Наталья Дровалёва
Если вы попали в трудную ситуацию и хотите придать огласке свою проблему или просто поделиться чем-то важным для вас - расскажите об этом "Блокноту Морозовска". Присылайте истории, фото и видео в WhatsApp на номер 89604457474
Новости на Блoкнoт-Морозовск
О нем в своей книге "Крылатая станица" рассказали морозовские краеведы (Константин Камышан, Павел Украйченко, Владимир Рыжак, Елена Донскова) по воспоминаниям единственного выжившего после той катастрофы члена экипажа - сержанта Владимира Моисеева, которые записал его правнук Макар.
В ночь со 2 на 3 июня Ил-4 возвращался с боевого задания на харьковском направлении, где располагалось множество немецких войск и эшелонов. При бомбежке снаряд зенитной батареи немцев попал в правый мотор самолета. На левом, со снижением долетел до своего аэродрома. Но сесть экипаж не успел: мотор затянул на повороте, крыло задело землю, и самолёт взорвался. Трое членов экипажа погибли. Только Владимир Моисеев чудом остался жив. Его отбросило взрывной волной в сторону и, вероятно, его левый бок был облит бензином. Он горел, голова была пробита. Сослуживцы его подобрали в бессознательном состоянии и отвезли в Ростов. В госпитале Моисеева посчитали положили в палату «смертников» (туда свозили мертвых и умирающих). Его по невнимательности посчитали мертвым и чуть было не похоронили. Лишь пожилая уборщица была уверена, что он жив. Она побежала к начальнику госпиталя, упала, плача, перед ним на колени: "Зачем вы хороните молодого лейтенанта? Он же живой!". В кабинете были комиссар и главный врач госпиталя. Они не поверили женщине, но та смогла их убедить взглянуть на "погибшего" снова. Между жизнью и смертью летчик провел 10 суток, а на одиннадцатый день пришел в себя. Еще три месяца он был в беспомощном состоянии. Как и другие раненые, он был эвакуирован, причем его перевозили несколько раз, пока он не оказался в совхозе "Аликоновка" (город Кисловодск). Местная жительница во время оккупации прятала Владимира от немцев, кормила и ухаживала за ним. Только через три месяца он смог передвигаться с помощью костылей. После прихода наших частей летчик попал в госпиталь в городе Кисловодске. Потом долечивался в Сураханах в Азербайджане. В общей сложности он провел в госпиталях 1 год и 8 месяцев. И, хотя его признали непригодным к летной службе, он всё же попал на штабную работу оперативным дежурным в 153-й авиагарнизон, и даже смог ещё полетать штурманом. В июне 1945-го года авиаотряд направили на Дальний Восток. После войны Владимир Николаевич вернулся домой живым, но с инвалидностью. Он дожил до 2000 года и был похоронен в Ульяновской области.
Что касается погибших членов экипажа, то старших лейтенантов Карпа Мироновича Марченко, Алексея Андреевича Сергеева и сержанта Ивана Константиновича Кудинова захоронили на кладбище хутора Вишневка. В 1964 году их останки были перенесены в братскую могилу поселка Комсомольского. Документов об этом не сохранилось, но память людская помогла установить, кто здесь похоронен. А ведь, как установили наши краеведы, эти люди были настоящими героями.
"В войне участвовали с первых её дней. Совершали вылеты в глубокие тылы на бомбежку скопления войск и техники. Каждый вылет бомбардировщика в тыл врага был сопряжён с огромными трудностями и большим риском", - отмечено к книге "Крылатая станица".
За три недели до катастрофы командира самолета Марченко и стрелка-радиста Моисеева представили к награждению орденами Красной Звезды. Но получить свои награды они не успели: Марченко третьего июня погиб, а Моисеев оказался в госпитале.
Наталья Дровалёва
Если вы попали в трудную ситуацию и хотите придать огласке свою проблему или просто поделиться чем-то важным для вас - расскажите об этом "Блокноту Морозовска". Присылайте истории, фото и видео в WhatsApp на номер 89604457474
Новости на Блoкнoт-Морозовск