На строительстве железной дороги в Морозовске бывшие крестьяне работали по 18 часов в сутки за гроши
Читайте также:
- В здании нынешнего краеведческого музея Морозовска немцы хранили рыбу для обмена с местным населением (31.07.2016 12:11)
- Грузиновская трагедия: кто из местных жителей похоронен в братской могиле (15.07.2016 08:03)
- Как чудесный зеленый клин стал "Басовкой" (06.07.2016 08:11)
В конце XIX века у истоков реки Быстрой появились хутора Морозов, Любимов, Басов, Веселовка. Жили хуторяне бедно, впроголодь, их разоряли постоянные засухи и недороды.
В Любимове и Морозове жили казаки, на Веселовке и Басовке – «хохлы», недавние крепостные, иногородние крестьяне, арендовавшие землю у богатых казаков, даже в самые урожайные годы едва сводившие концы с концами. И хотя нераспаханной, пустовавшей земли рядом сколько угодно, принадлежала она Войсковому Кругу Области Войска Донского. Дон был основной житницей царской России. Отсюда, через Новороссийский порт, через Ростов, шла на экспорт донская пшеница.
А через Царицын хлеб отправлялся в Петербург и Москву. В последние десятилетия XIX века в России быстро развивалась промышленность. По ковыльным и злаковым полям прокладывались железнодорожные пути, связывающие центр России с окраинами. Возникла острая потребность перебрасывать донецкий уголь на Волгу, а оттуда шел на Дон лес. Чтобы облегчить перевалку грузов к портам, царское правительство в 1898 году решило продолжить железную дорогу Царицын-Лихая. Строительство было поручено акционерному обществу Юго-Восточной железной дороги. Акционеры заботились прежде всего о своих капиталах, о том, чтобы получить побольше прибыли от задуманного предприятия. И меньше всего о людях, которые строили дорогу. Бедноты из окрестных хуторов собралось на строительство много. Жили в наспех сколоченных бараках, по 17-18 часов в сутки трудились, получали за это гроши.
Газета «Царицынский вестник» сообщала 19 июня 1900 года: «12 июня сего года открыта в коммерческую эксплуатацию Восточно-Донецкая линия Юго-Восточных железных дорог, с большим мостом через Дон у хутора Рычкова. Все станции и разъезды обустроены служебными и жилыми помещениями. Самой крупной станцией является Морозовская (в 216 верстах от Царицына), где размещено основное паровозное депо и возведен большой поселок компанейских домов для персонала станции… Ввод Восточно-Донецкой линии от Царицына до станции Лихая на Ростовско-Козловской линии позволяет отправлять волжско-каспийский лес в угольные районы Малороссии, а также прямым путём доставлять в Царицын уголь с шахт Донецкого бассейна». Когда была проложена железная дорога, потянулись в эти места переселенцы из других станиц и хуторов Придонья – Пятиизбянской, Сиротинской, Чернышевской, Нагавской, Трёхостровской, Голубинской, Качалинской. Войсковой Круг выделил в 1909 году 423513 десятин земли «для малоземельных казаков и создания новых станиц и хуторов».
Историко-краеведческий очерк «Морозовск».
В нынешнем здании краеведческого музея Морозовска немцы хранили продукты для обмена с местным населением.
Новости на Блoкнoт-Морозовск