Не ругайте гиперактивных детей или Как помочь ребенку преодолеть ММД
Читайте также:
- Требуется уход за пожилой женщиной с проживанием (10.12.2017 15:04)
- Дайте ребенку окунуться в жизнь так, как он окунается в виртуальный мир, - психолог (09.10.2017 19:47)
- Почему дети - "лакмусовая бумажка" семьи, объяснила психолог Наталья Стрельникова (14.09.2017 10:14)
Минимальная мозговая дисфункция у детей случается довольно часто.
Многие мамы, ругая ребенка за плохое поведение, невнимательность или агрессию, иногда даже не подозревают, что он при всём желании не может с собой справиться. И виновата в этом именно минимальная мозговая дисфункция.
Но не бойтесь – всё поправимо.
Под минимальной мозговой дисфункцией подразумевают ряд состояний у детей неврологического характера: нарушение координации движений, гиперактивность, эмоциональная лабильность, небольшие речевые и двигательные нарушения, повышенная отвлекаемость, рассеянность, нарушения поведения, трудности в обучении и другие.
Сразу оговоримся, что врачи могут «обозвать» ММД самыми разными диагнозами: гиперактивность, дефицит внимания, хронический мозговой синдром, органическая мозговая дисфункция, легкая детская энцефалопатия, задержка психомоторного развития и т.д.
Кроме того, дети с ММД являются предметом пристального внимания психологов, педагогов, дефектологов, логопедов, как дети, трудно обучаемые или педагогически запущенные. У каждого ребенка проявления ММД могут быть свои, но в основе всего — некогда пережитые вредные воздействия, немного повредившие головной мозг.
Причины минимальной мозговой дисфункции у детей
К незрелости мозга на момент рождения или нарушению обменных процессов головного мозга приводят различные факторы.
Факторы, действующие до рождения ребенка:
Наследственная предрасположенность. Кто-то из близких родственников ребенка страдает подобными расстройствами.
Патология беременности и родов:
- Недоношенность.
- Болезни и токсикозы беременной.
- Угроза прерывания беременности.
- Плохое питание во время беременности. Анемия беременной.
- Гипоксия плода и асфиксия новорожденного.
- Гемолитическая болезнь.
- Патология родов (скорые роды, слабая родовая деятельность и др.).
Факторы, действующие в раннем детстве:
- Недоедание в раннем детстве.
- Заболевания, перенесенные в раннем детстве, особенно те, при которых мозг испытывает постоянный дефицит кислорода. Например, бронхиальная астма, когда больные легкие не могут полноценно обогатить кровь кислородом. Или врожденный порок сердца, когда ущербная сердечная деятельность не способна обеспечить достойный кровоток в мозге. И другие.
У ребенка с ММД встречаются следующие особенности:
Повышенная двигательная активность, сочетающаяся с неловкостью. Дети неусидчивы, непоседливы, долго не могут выполнять одну работу. Их все время куда-то несет, они могут громко кричать, бесцельно бегать в неподобающей обстановке (например, вскакивать и начать ходить посреди урока или бесцеремонно перебивать взрослых во время серьезного разговора). Они неуклюжи и «сбивают все углы» на своем пути, могут быть неустойчивы при ходьбе, и легко падать, а уж если что-то попадает в их руки, непременно оказывается сломанным. Эти проявления носят название гиперактивность. Нередко гиперактивность сочетается с дефицитом внимания.
Дефицит внимания. Сразу возникает аналогия с тем, что ребенку не хватает внимания со стороны взрослых, поэтому он такой запущенный. Да, действительно, внимания ему не хватает, только своего собственного. Такие дети очень легко отвлекаются на любые раздражители, не могут сосредоточиться на чем-либо, рассеянны, им сложно дается запоминание.
Нарушения сна. Обычно дети плохо спят, часто просыпаются, вскрикивают во сне.
Особенности характера. Настроение ребенка быстро меняется и легко переходит от приподнятого к депрессивному (эмоциональная лабильность). Иногда у него возникают беспричинные вспышки ярости и гнева, причем не только к окружающим, но и к себе. Ребенок инфантилен, предпочитает играть с детьми младшего возраста.
Нарушения мелкой моторики. У таких деток плохо работают пальчики, им проблематично завязать шнурки и застегнуть пуговицы, а в более старшем возрасте — пользоваться ножницами, писать, шить. Сложности в письме проявляются в плохом почерке (пишет мелко или крупно), а также в том, что ребенок быстро устает писать.
Нарушения речи. Страдает артикуляция речи, слухоречевая память и восприятие. Таким детям сложно строить длинные предложения, их речь бедна, они с трудом рассказывают и пересказывают текст, плохо пишут сочинения.
Нарушение пространственного восприятия. Плохая ориентировка между «правым» и «левым», зеркальное написание букв и др.
Нарушения памяти. Сложно дается механическое запоминание.
Сложности в обучении. Учитывая все выше перечисленное, ни у кого не останется сомнения в том, что ребенку будет сложно учиться. Обычно у детей имеется неполный набор симптомов ММД, поэтому в зависимости от особенностей течения болезни один ребенок будет испытывать сложности в письме, другому тяжело дается чтение, третьему — счет и т. д. При этом не нужно думать, что ребенок глупый, хотя такой вариант, конечно, тоже возможен. При ММД знаковую роль в наличии сложностей в обучении имеют не интеллектуальные способности ребенка, а невозможность их реализации.
Об этом, прежде всего, говорит то, что более 70 % детей с ММД при правильной организации занятий и грамотном медикаментозном лечении догоняют своих сверстников и учатся в обычной нормальной школе. Если превратить процесс обучения в увлекательную игру, увеличить мотивацию (поощрять ребенка, хвалить и т. д.) и, что очень важно, включить над ним контроль (следить за выполнением задания, проговаривать его действия вместе с ним, заставлять отчитываться о проделанной работе), такие проявления, как гиперактивность и дефицит внимания, снижаются или исчезают вовсе.
Лечение ребенка с минимальной мозговой дисфункцией длительное и требует терпения. Понятно, что больному ММД необходимо уделять гораздо больше внимания и времени, чем обычному здоровому ребенку.
Психолог Наталья Стрельникова.
Если у вас появились вопросы о том, как вести себя с ребенком, и вы хотите пересмотреть свои взгляды на воспитание ради его благополучия, позвоните или напишите психологу по телефону 8(989)712-74-47; 8(903)438-42-95(Viber,WhatsApp).
Новости на Блoкнoт-Морозовск