Дайте ребенку окунуться в жизнь так, как он окунается в виртуальный мир, - психолог
Читайте также:
- Как оттащить ребенка от компьютера (05.10.2017 11:09)
- Женщина ощущала себя рабой мужа и дочери, - психолог в Морозовске о типичной проблеме самореализации (16.09.2017 15:00)
- Почему дети - "лакмусовая бумажка" семьи, объяснила психолог Наталья Стрельникова (14.09.2017 10:14)
Время пришло.
С началом школьных лет дети выходят из домашнего круга в другой – общественный, социальный, и здесь им надо научиться общаться и жить, и решать многие вопросы самостоятельно, то есть без мамы и папы – без нас. Это нормальный этап взросления, но многие родители очень болезненно переносят его. Как? У моего «малыша» появляются собственные тайны? Да, появляются, потому что время пришло. Чем выше ребенок поднимается по школьным ступенькам – из класса в класс, тем чаще он заглядывает сам в себя. И однажды он обнаружит, что внутри него – целая вселенная, которую надо освоить и узнать.
Дети отстраняются от родителей, чтобы лучше узнать себя и свои собственные возможности, чтобы научиться жить в ладу и с собой, и с тем, что их окружает. С друзьями и сверстниками, с той жизнью, которая за чертой семейного круга.
Компьютер помогает ребенку одновременно исследовать два разных мира: собственный внутренний мир (проигрывая разные роли, пробуя свои силы и возможности, то превращаясь в монстра, то обернувшись стратегом) и «внешний», тот, что за порогом родного дома.
Ребенок уходит в виртуальный мир, потому что все приятели и подружки уже прописались там. Любому ребенку важно иметь то же, что есть у его друзей и подруг. Зачем? Чтобы его приняли за своего, чтобы лучше влиться в группу, компанию из ровесников. Потому что иные детские вещи (игрушки, журналы, одежда) на самом деле не просто вещи, это своего рода знак – отличительный знак «своих».
Часто дети играют до одури лишь потому, что это просто: вставил диск с игрой или скачал игру с Интернета – и вперед. Наша задача – показать огромные возможности компьютера младшим детям, бросить вызов старшим. Увлечь, сагитировать. «Посмотрим, на что ты способен!» И конечно, на первых порах поддерживать этот «неигровой» интерес: расспрашивая, изумляясь, восхищаясь оперативностью и растущим умением ребенка.
Есть, правда, еще вариант (но о нем благополучно забыли). По мнению многих психологов, лет до десяти по-настоящему в компьютере ребенок еще не нуждается. Пока ему безопаснее (и куда полезнее) танцевать. Петь, гонять во дворе, играть в те же кубики, чем жить в виртуальном мире. Впрочем, жить там не стоит ни в каком возрасте. А если в столь юном возрасте он помыслить себя без компа не может, то, пожалуй, лишь потому, что ему (или ей) не с кем и нечем заняться.
Совет: НЕ ДАРИТЕ ПЕРВОКЛАССНИКУ НИ КОМПЬЮТЕР, НИ ГАДЖЕТ С ВЫХОДОМ В ИНТЕРНЕТ.
Новенький компьютер и первоклассник несовместимы (по крайней мере, первые полгода). Это время – сплошная перестройка для маленького ученика, когда все – по-другому. Вчера был вольный как ветер, а сегодня сплошное «должен».
Чтобы решать и решить компьютерную проблему, в первую очередь необходимо наладить с ребенком хороший контакт. Контакт, основанный на доверии и уважении.
Что для этого надо?
- Делать добрые замечания.
- Настроиться на ребенка.
- Найти неожиданный ход.
С чего начинаем? С себя. С самопроверки и тренировки.
Да, миры наши разные, и увлечения частенько не совпадают, и оценки, и мнения, и интересы. Но это не главное. Главное – захотеть. Найти точки соприкосновения. И не спасовать при первых же трудностях. Возможно, придется менять стратегию и тактику – свое отношение и свое поведение по отношению к ребенку и его машине.
Итак, мы делаем три важных тактических хода.
-
Ход первый. Легкомысленно, но осмысленно меняем настрой.
-
Ход второй. Находим возможность договориться, а не поссориться.
-
Ход третий. Уважаем ребенка и помним, что дети – в авторитете.
Менять и меняться – это самое трудное. Всегда хочется изменить другого (или других). А знаете почему? Потому что в этот момент (как только вы за кого-то возьметесь) вы перекладываете на этого другого две вещи: вину и ответственность. И тогда, когда пойдет сикось-накось, есть кому погрозить пальцем («я же говорил/а, а ты…»). Но весь фокус в том, что чувство вины - не переложишь. Она так и останется, так и будет грызть изнутри…
От вины (а родители вечно чувствуют себя виноватыми в неудачах своих детей) можно избавиться только одним способом: деланием. Начать делать то, что должно (ударение на первый слог!), и взять ответственность на себя. Это и означает: начать с себя, изменить свое отношение к ребенку, компьютеру и/или миру. Тогда измениться и ваш подход.
Взаимопонимание – вот главное, к чему вам надо стремиться.
Есть еще один способ: составить письменный договор с вашим ребенком. Это и памятка и игра. Напишите его в произвольной форме, но три пункта – обязательства ребенка – должны непременно в него войти:
-
Сколько играю;
-
Во что играю;
-
Как забочусь о здоровье.
Обязательно введите систему штрафов и поощрений!
Дайте ребенку почувствовать и окунуться в жизнь так, как он окунается в виртуальный мир, не жалейте времени и усилий на построение своей жизни так, как вам надо, и – покажите это ребенку. Помогите ему построить его собственную жизнь полно и осмысленно. И вам не придется «доставать» ребенка из компьютера. Потому что дети и подростки могут быть лентяями, хулиганами и даже грубиянами, но никогда не бываю такими дураками, чтобы поменять подлинник на заменитель. Конечно, если мы сумеем показать им истинную ценность жизни. А для начала нам самим надо твердо в это верить.
В основе мироздания лежит Любовь. В основе детского мировосприятия лежит любовь. Наша с вами. И когда она у ребенка есть, ему розеточный, телевизионный или виртуальный мир не страшен. У него есть нечто более ценное.
Психолог Наталья Стрельникова.
Вы можете задать вопрос и записаться на прием к квалифицированному психологу по телефону 8(989)712-74-47; 8(903)438-42-95(Viber, WhatsApp) или по электронной почте nike2007510@yandex.ru Подробности о программах Натальи Стрельниковой читайте здесь.