Новый год,
02.01.2019 14:00
Прообразом русского Деда Мороза явился персонаж славянской мифологии, - историк-славист из Морозовска
Читайте также:
- Потрясающий новогодний концерт в Морозовске прошел при полном зале (31.12.2018 13:25)
- Дед Мороз, Снегурочка и другие сказочные герои поздравили воспитанников детского сада №37 с наступающим Новым годом (26.12.2018 11:13)
- Традиция почитания рождественской ели восходит к эпохе палеолита, - морозовчанка Виктория Герасимова (22.12.2018 11:45)
Первое упоминание Деда Мороза в качестве символа новогодних торжеств, как и получение им почетного звание «дедушки» относиться к 1880 году.
Образ всеми любимого, доброго старика-волшебника, способного исполнить любое детское желание - неотъемлемая часть новогодних торжеств. В современном обществе Дед Мороз стал главным символом праздничной медийной культуры. Однако, не смотря на его всемирную известность, для историков и этнографов родословная знаменитого дедушки до сих пор остается одним из самых дискуссионных вопросов.
Как полагают многие ученые, большинство известных нам сказок, мифов и легенд непременно имеют свою основу. Откуда же взялся образ доброго волшебника, дошедший до наших дней? С этим вопросом мы, как обычно, обратились к нашему специалисту, историку-слависту Виктории Герасимовой.
- Большинство исследователей склоняются к версии о том, что прообразом русского Деда Мороза явился персонаж славянской мифологии- Мороз (рус.укр.) или Мароз (белорус.). Подтверждением этой гипотезы служит фольклорный материал, собранный на территории центральной России и Малороссии этнографами в XIX-начала XX веков, - поделилась с "Блокнотом Морозовска" Виктория.
Так, в работе Дмитрия Борисовича Гринченко «Из уст народа. Малорусские рассказы, сказки и прочее.» мы находим под номером 252 рассказ: «Как невестка научилась свекровь уважать». Сюжет повествования строиться вокруг конфликта невестки со свекровью, результатом которого стала ссылка последней в зимний лес, где состоялась ее встреча с паном Морозом: «…Едет пан Мороз, видит замёрзшую бабу, да спрашивает: «Мороз, бабусю?» и слышит в ответ: «Мороз, паночку, Боже його помнож!». Удовлетворенный ответом, Мороз дарит бабе дорогую шубу и угощает хлебом. Вернувшись домой свекровь рассказывает домочадцам о произошедшем, после чего невестка со словами: «…Муж, бери мою мать да вези туда же. Моя, что по краше, да по дороже привезет…» -приказывает мужчине снарядить тещу в дорогу. После долгого ожидания, теща, встретив пана Мороза, отвечает на его вопрос следующее: «Мороз, паночку, щоби його бирса взяла, щоб його бенеря так била, проклятого, як він оце мене!», за что тот до смерти замораживает ее. Узнав, о смерти матери, невестка просит прощения у свекрови и обещает любить ее как родную.
- Данный рассказ носит морализаторский характер, в котором пан Мороз выступает в качестве жестокого, но справедливого судьи-учителя, не имеющего никакого отношения к детскому торжеству. Похожий сюжет имеет русская народная сказка «Мужик и Мороз», где, казалось бы, «добрые» подарки Мороза оборачиваются для воров и завистников страшной карой, - отметила историк-славист.
Как рассказала нам Виктория, первым, адаптировавшим фабулу для детской аудитории, был писатель Владимир Федорович Одоевский. В его сказке «Мороз Иванович» (1840 год) жестокие наказания уступили место сатире. Так было положено начало формированию образа «доброго старика-волшебника». Тем не менее, в торжествах, посвященных встрече Нового года и Рождества Дед Мороз долгое время не участвовал. По всей видимости, это связано с «европейской традицией» празднования. Так, главными героями «детских утренников» в разное время были: персонаж немецкого фольклора Кнехт Рупрехт – старик с седой бородой и мешком наполненным пеплом. Хороших, богобоязненных детей, он одаривал орехами и конфетами, плохих бил мешком и посыпал пеплом.
Первое упоминание Деда Мороза в качестве символа новогодних торжеств, как и получение им почетного звание «дедушки» относиться к 1880 году. Причина, подобных изменений доподлинно не известна. Советский и российский ученый-лингвист – Вячеслав Всеволодович Иванов в своей статье «Мороз» (1995 год), объясняя природу «Деда Мороза», апеллирует к двум восточнославянским обычаям: кормлению Мороза и Дедов – умерших предков, приходивших в сочельник к своей семье для защиты рода. Перед трапезой, мифологических персонажей необходимо было призвать. Традиция призыва, по мнению ученого, нашла свое отражение в ритуале приглашения дедушки-волшебника для торжественного «освещение» новогодней ели. Таким образом, Дед Мороз принимал на себя роль деда-дарителя- защитника рода и семейного очага. Основываясь на этих, весьма убедительных доводах, становиться понятно почему к началу XX века образ старика-волшебника окончательно оформился в русской религиозно-культурной традиции: он функционирует как игрушка на елке, рекламная кукла на витринах магазинов и центральная фигура новогодних поздравительных открыток и марок.
Славянский бог холода - Трескун - прообраз современного Деда Мороза
Однако, с приходом советской власти образ Деда Мороза, как и рождественская ель, оказался под запретом. Антирелигиозная пропаганда повесила на волшебника ярлык «продукта антинародной деятельности капиталистов». Пример «антирелигиозного» агитационного стихотворения 1923 года:
Вместо песен нынче - речи.
Стал для вас хлопушкой - Кольт.
Блекнут ёлочные свечи
Перед лампой в тыщу вольт.
Вы к иным привыкли звукам.
Вы иных взалкали грёз.
Не сродни октябрьским внукам
Старомодный Дед-Мороз…
- Только через два года после возвращения елки, в начале 1937 года Дед Мороз впервые явился на новогодний праздник в московский Дом союзов, - рассказала Виктория Герасимова.
Новости на Блoкнoт-Морозовск
Образ всеми любимого, доброго старика-волшебника, способного исполнить любое детское желание - неотъемлемая часть новогодних торжеств. В современном обществе Дед Мороз стал главным символом праздничной медийной культуры. Однако, не смотря на его всемирную известность, для историков и этнографов родословная знаменитого дедушки до сих пор остается одним из самых дискуссионных вопросов.
Как полагают многие ученые, большинство известных нам сказок, мифов и легенд непременно имеют свою основу. Откуда же взялся образ доброго волшебника, дошедший до наших дней? С этим вопросом мы, как обычно, обратились к нашему специалисту, историку-слависту Виктории Герасимовой.
- Большинство исследователей склоняются к версии о том, что прообразом русского Деда Мороза явился персонаж славянской мифологии- Мороз (рус.укр.) или Мароз (белорус.). Подтверждением этой гипотезы служит фольклорный материал, собранный на территории центральной России и Малороссии этнографами в XIX-начала XX веков, - поделилась с "Блокнотом Морозовска" Виктория.
Так, в работе Дмитрия Борисовича Гринченко «Из уст народа. Малорусские рассказы, сказки и прочее.» мы находим под номером 252 рассказ: «Как невестка научилась свекровь уважать». Сюжет повествования строиться вокруг конфликта невестки со свекровью, результатом которого стала ссылка последней в зимний лес, где состоялась ее встреча с паном Морозом: «…Едет пан Мороз, видит замёрзшую бабу, да спрашивает: «Мороз, бабусю?» и слышит в ответ: «Мороз, паночку, Боже його помнож!». Удовлетворенный ответом, Мороз дарит бабе дорогую шубу и угощает хлебом. Вернувшись домой свекровь рассказывает домочадцам о произошедшем, после чего невестка со словами: «…Муж, бери мою мать да вези туда же. Моя, что по краше, да по дороже привезет…» -приказывает мужчине снарядить тещу в дорогу. После долгого ожидания, теща, встретив пана Мороза, отвечает на его вопрос следующее: «Мороз, паночку, щоби його бирса взяла, щоб його бенеря так била, проклятого, як він оце мене!», за что тот до смерти замораживает ее. Узнав, о смерти матери, невестка просит прощения у свекрови и обещает любить ее как родную.
- Данный рассказ носит морализаторский характер, в котором пан Мороз выступает в качестве жестокого, но справедливого судьи-учителя, не имеющего никакого отношения к детскому торжеству. Похожий сюжет имеет русская народная сказка «Мужик и Мороз», где, казалось бы, «добрые» подарки Мороза оборачиваются для воров и завистников страшной карой, - отметила историк-славист.
Как рассказала нам Виктория, первым, адаптировавшим фабулу для детской аудитории, был писатель Владимир Федорович Одоевский. В его сказке «Мороз Иванович» (1840 год) жестокие наказания уступили место сатире. Так было положено начало формированию образа «доброго старика-волшебника». Тем не менее, в торжествах, посвященных встрече Нового года и Рождества Дед Мороз долгое время не участвовал. По всей видимости, это связано с «европейской традицией» празднования. Так, главными героями «детских утренников» в разное время были: персонаж немецкого фольклора Кнехт Рупрехт – старик с седой бородой и мешком наполненным пеплом. Хороших, богобоязненных детей, он одаривал орехами и конфетами, плохих бил мешком и посыпал пеплом.
Первое упоминание Деда Мороза в качестве символа новогодних торжеств, как и получение им почетного звание «дедушки» относиться к 1880 году. Причина, подобных изменений доподлинно не известна. Советский и российский ученый-лингвист – Вячеслав Всеволодович Иванов в своей статье «Мороз» (1995 год), объясняя природу «Деда Мороза», апеллирует к двум восточнославянским обычаям: кормлению Мороза и Дедов – умерших предков, приходивших в сочельник к своей семье для защиты рода. Перед трапезой, мифологических персонажей необходимо было призвать. Традиция призыва, по мнению ученого, нашла свое отражение в ритуале приглашения дедушки-волшебника для торжественного «освещение» новогодней ели. Таким образом, Дед Мороз принимал на себя роль деда-дарителя- защитника рода и семейного очага. Основываясь на этих, весьма убедительных доводах, становиться понятно почему к началу XX века образ старика-волшебника окончательно оформился в русской религиозно-культурной традиции: он функционирует как игрушка на елке, рекламная кукла на витринах магазинов и центральная фигура новогодних поздравительных открыток и марок.
Славянский бог холода - Трескун - прообраз современного Деда Мороза
Однако, с приходом советской власти образ Деда Мороза, как и рождественская ель, оказался под запретом. Антирелигиозная пропаганда повесила на волшебника ярлык «продукта антинародной деятельности капиталистов». Пример «антирелигиозного» агитационного стихотворения 1923 года:
Вместо песен нынче - речи.
Стал для вас хлопушкой - Кольт.
Блекнут ёлочные свечи
Перед лампой в тыщу вольт.
Вы к иным привыкли звукам.
Вы иных взалкали грёз.
Не сродни октябрьским внукам
Старомодный Дед-Мороз…
- Только через два года после возвращения елки, в начале 1937 года Дед Мороз впервые явился на новогодний праздник в московский Дом союзов, - рассказала Виктория Герасимова.
Новости на Блoкнoт-Морозовск