Общество,
12.01.2019 17:10
Время щедровать: морозовчане приготовились к празднованию Старого нового года
Читайте также:
- Шумно, весело и интересно встретили Новый год в в доме культуры хутора Вишневка (12.01.2019 10:15)
- Прообразом русского Деда Мороза явился персонаж славянской мифологии, - историк-славист из Морозовска (02.01.2019 14:00)
- Традиция почитания рождественской ели восходит к эпохе палеолита, - морозовчанка Виктория Герасимова (22.12.2018 11:45)
В украинских селах принято было в Щедрый вечер (Старый новый год) закрывать ставни окон и двери, поскольку считалось, что бесы смотрят в окна и могут «наглядеть беду» хозяину дома, - отметила историк Виктория Герасимова.
Современный российский праздничный календарь включает в себя множество торжеств и памятных дат: национальных, религиозных, государственных. Некоторые из них стали частью русской культуры благодаря волевому решению власть предержащих.
Яркими примерами подобных праздников являются: «День народного единства», «День защитника отечества» (День Советской армии и Военно-Морского флота) и конечно же любимый нами и парадоксальный - Старый Новый год.
- Это торжество родилось в результате календарной путаницы, создавшейся после вступления в силу указа Петра I от 20 декабря 1699 года «О праздновании Нового года с 1 января», - объяснила нам историк-славист Виктория Герасимова. - Отныне в России год начинался по Григорианскому, а продолжался по Юлианскому календарю. Рождество Христово, по юлианской календарной системе, предшествовало Новому году, давая возможность верующим соблюсти все церковных каноны: пост, молитву, воздержания от веселья и винопития. Однако, в результате одновременного использования двух календарных систем, произошло наложения обрядовых традиций: григорианский Новый год совпадал с юлианским рождественским постом, делая невозможным полное соблюдение ряда церковных запретов и норм. Подобные обстоятельства побудили священнослужителей напомнить пастве, что на эту дату приходиться день памяти святой Мелании Римлянки, разрешив отмечать его с особыми почестями: пышным застольем и посещением гостей.
Как рассказала наша специалистка, данные обстоятельства фактически легализовали народные синкретические традиции зимнего цикла аграрного календаря: Щедрый вечер, или Щедрец – завершение первой, светлой части, зимних святок и начало щедрых вечеров. «Сьвяты́и вэчори́ -до Нового року, а посли Нового року -шчо́дрыи вэчори́» (прим.ред. Славянские древности: Этнолингвистический словарь). В результате чего христианский праздник получил новое имя: украинский - Щедрая Маланка, русский - Маланья Кутья, белорусский - Меланья-желудочница.
На Маланию принято было ворожить на суженного и на достаток в новом году.
Гадания на Щедрец
- В Малороссии традиционно на Щедрую Маланку варили вареники, как у нас принято называть «с сюрпризами»: соль и перец – к трудностям, бобы – к достатку, кольцо - к замужеству, - поделилась с корреспондентом "Блокнота Морозовска" Виктория. -Суженного ходили «слушать»: незамужние девушки шли в лес. На перекрёстке дорог, став в центр, осеняли себя защитным кругом и слушали: веселое пение, смех, звон колокольчика сулили замужество, а чей-то плач, вой и стук топора предвещали неудачи и смерть. Круг был необходим для защиты от нечистых духов и бесов, которые бродили по земле в Святки, распоясываясь в канун Нового года. Так, в украинских селах принято было в Щедрый вечер закрывать ставни окон и двери, поскольку считалось, что бесы смотрят в окна и могут «наглядеть беду» хозяину дома. Белорусы запирали сундуки с одеждой, дабы души не крещенных детей не утащили воскресный кафтан, ради забавы.
С течение времени традиции празднования Святок и Щедреца угасали, теряя свой сакральный смысл. Установление власти партии «безбожного коммунизма», которая, кстати говоря осуществила официальный полный переход России на Григорианский календарь (Декрет о введении в Российской республике западноевропейского календаря от 26 января 1918 года - принятый Советом народных комиссаров (СНК) России) и вовсе стерла многие имперские христианские праздники из памяти советских граждан, оставив на суд потомков узаконенный Новый год по старому стилю: с застольем, кутьей и любимыми нами варениками.
Новый щедрый год. Центральная Россия начало 20 века
Новости на Блoкнoт-Морозовск
Современный российский праздничный календарь включает в себя множество торжеств и памятных дат: национальных, религиозных, государственных. Некоторые из них стали частью русской культуры благодаря волевому решению власть предержащих.
Яркими примерами подобных праздников являются: «День народного единства», «День защитника отечества» (День Советской армии и Военно-Морского флота) и конечно же любимый нами и парадоксальный - Старый Новый год.
- Это торжество родилось в результате календарной путаницы, создавшейся после вступления в силу указа Петра I от 20 декабря 1699 года «О праздновании Нового года с 1 января», - объяснила нам историк-славист Виктория Герасимова. - Отныне в России год начинался по Григорианскому, а продолжался по Юлианскому календарю. Рождество Христово, по юлианской календарной системе, предшествовало Новому году, давая возможность верующим соблюсти все церковных каноны: пост, молитву, воздержания от веселья и винопития. Однако, в результате одновременного использования двух календарных систем, произошло наложения обрядовых традиций: григорианский Новый год совпадал с юлианским рождественским постом, делая невозможным полное соблюдение ряда церковных запретов и норм. Подобные обстоятельства побудили священнослужителей напомнить пастве, что на эту дату приходиться день памяти святой Мелании Римлянки, разрешив отмечать его с особыми почестями: пышным застольем и посещением гостей.
Как рассказала наша специалистка, данные обстоятельства фактически легализовали народные синкретические традиции зимнего цикла аграрного календаря: Щедрый вечер, или Щедрец – завершение первой, светлой части, зимних святок и начало щедрых вечеров. «Сьвяты́и вэчори́ -до Нового року, а посли Нового року -шчо́дрыи вэчори́» (прим.ред. Славянские древности: Этнолингвистический словарь). В результате чего христианский праздник получил новое имя: украинский - Щедрая Маланка, русский - Маланья Кутья, белорусский - Меланья-желудочница.
На Маланию принято было ворожить на суженного и на достаток в новом году.
Гадания на Щедрец
- В Малороссии традиционно на Щедрую Маланку варили вареники, как у нас принято называть «с сюрпризами»: соль и перец – к трудностям, бобы – к достатку, кольцо - к замужеству, - поделилась с корреспондентом "Блокнота Морозовска" Виктория. -Суженного ходили «слушать»: незамужние девушки шли в лес. На перекрёстке дорог, став в центр, осеняли себя защитным кругом и слушали: веселое пение, смех, звон колокольчика сулили замужество, а чей-то плач, вой и стук топора предвещали неудачи и смерть. Круг был необходим для защиты от нечистых духов и бесов, которые бродили по земле в Святки, распоясываясь в канун Нового года. Так, в украинских селах принято было в Щедрый вечер закрывать ставни окон и двери, поскольку считалось, что бесы смотрят в окна и могут «наглядеть беду» хозяину дома. Белорусы запирали сундуки с одеждой, дабы души не крещенных детей не утащили воскресный кафтан, ради забавы.
С течение времени традиции празднования Святок и Щедреца угасали, теряя свой сакральный смысл. Установление власти партии «безбожного коммунизма», которая, кстати говоря осуществила официальный полный переход России на Григорианский календарь (Декрет о введении в Российской республике западноевропейского календаря от 26 января 1918 года - принятый Советом народных комиссаров (СНК) России) и вовсе стерла многие имперские христианские праздники из памяти советских граждан, оставив на суд потомков узаконенный Новый год по старому стилю: с застольем, кутьей и любимыми нами варениками.
Новый щедрый год. Центральная Россия начало 20 века
Новости на Блoкнoт-Морозовск